Путеводитель по работам самых влиятельных архитекторов модернизма
От Баухауса и брутализма до Калифорнии и середины XX века — вот архитекторы, которые сформировали модернистскую архитектуру в XX веке
Модернистская архитектура возникла в начале XX века как реакция на орнаментальные стили викторианской эпохи и ар-нуво. Отказываясь от декора, модернизм отдавал приоритет функциональности, используя новые технологии и материалы, появившиеся в результате промышленной революции. Он также отвечал растущей потребности в жилье в связи с урбанизацией. Это была архитектура нового века, в которой использовались новые методы строительства и новая эстетика, учитывающая социальные, технологические и культурные изменения.
Краткое введение в модернистскую архитектуру
На протяжении XX века модернизм порождал различные региональные варианты. Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье (подробнее об этом ниже) легли в основу интернационального стиля, который, вероятно, приходит на ум большинству людей, когда они думают о модернизме. Для него характерны чистые линии, «правдивость в отношении материалов» и такие отличительные черты, как плоские крыши, стеклянные навесные стены и стальные каркасы.
В Европе школа Баухаус стала важным источником модернистского мышления, а её ответвлениями были бруталистская архитектура.Соединённые Штаты стали крупным центром модернизма, где развивались такие направления, как «Школа прерий» Фрэнка Ллойда Райта, калифорнийский модернизм и модернизм середины XX века. В Бразилии и других экваториальных регионах тропический модернизм адаптировал принципы движения к местному климату, а в Индии стремление к постколониальной идентичности породило собственное направление.
В послевоенный период модернистские стили стали доминирующей эстетикой в строительстве общественных и административных зданий. Этот период известен как поздний модернизм (1950–1970-е годы). С появлением минималистского модернизма, который лёг в основу небоскрёбов, и брутализма, который часто использовался в городском планировании, этот стиль стал подвергаться всё большей критике за свою стерильность и однообразие. Архитектурный маятник, как всегда, начал раскачиваться в обратную сторону, вызвав новый интерес к сложности форм, что привело к появлению постмодернизма.
Известные архитекторы — модернисты
Чтобы разобраться в длинном списке известных архитекторов-модернистов, мы разделили их на группы в зависимости от континента, на котором они родились. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим — модернизм настолько обширен и разнообразен, что можно было бы назвать гораздо больше имён, — но это хорошая отправная точка для знакомства с самыми влиятельными представителями этого направления.
Кроме того, это отражает дисбаланс в обществе XX века, например, в гендерном плане. В архитектуре исторически доминировали мужчины, а женщины часто занимались дизайном интерьеров или мебели, а не проектированием зданий. Из-за предвзятого отношения к признанию заслуг и атрибуции их вклад часто сводился к сотрудничеству или помощи.
Европоцентристские эстетические стандарты также повлияли на историю модернизма. Западные течения часто преподносятся как универсальные эталоны, поэтому мы решили представить географически разнообразную подборку. Тем не менее мы начали с Европы, где зародился модернизм.
Европа
Ле Корбюзье (1887–1965)

Стиль: международныйИзвестные работы: вилла Савой; жилой комплекс; часовня Нотр-Дам-дю-О, все Франция; город Чандигарх, Индия
Швейцарско-французский архитектор и градостроитель Ле Корбюзье рассматривал архитектуру как «машину для жизни» и был одной из самых влиятельных фигур модернизма. Он разработал «Пять принципов архитектуры» — набор принципов, предполагающих использование пилонов (опор), открытой планировки, свободных фасадов, горизонтальных окон и садов на крышах, что, по сути, составляет привычную эстетику модернизма. Ле Корбюзье также известен тем, что сыграл ключевую роль в проектировании индийского города Чандигарх.
Вальтер Гропиус (1883–1969)

Стиль: БаухаусИзвестные работы: Баухаус в Дессау, Германия; Дом Гропиуса, США
Вальтер Гропиус основал школу Баухаус в Германии в 1919 году (позже, в 1933 году, она была закрыта нацистами). Это движение опиралось на ключевые идеи модернизма, такие как соответствие формы функции и простота дизайна, а также на такие отличительные концепции, как слияние искусства и промышленности и использование таких материалов, как сталь и стекло. Здание Баухауса в Дессау, штаб-квартира художественной школы, является знаковым примером такой архитектуры.
Алвар Аалто (1898–1976)

Стиль: гуманистический модернизм, органическая архитектураИзвестные работы: санаторий Паймио; концертный зал «Финляндия», оба в Финляндии; библиотека в Выборге, Россия
Алвар Аалто был финским архитектором и дизайнером мебели, который придерживался принципов функционального модернизма, но при этом очеловечивал их, используя натуральные материалы, особенно дерево, и органические формы. Его карьера совпала с периодом стремительной индустриализации Финляндии в начале XX века, что помогло утвердить стиль, который он разработал вместе со своей женой Айно Аалто, в качестве основы скандинавской современной эстетики.
Эйлин Грей (1878–1976)

Стиль: международныйИзвестные работы: вилла E-1027; Темп-а-Пайя, Франция
Ирландская дизайнерка и архитекторка Эйлин Грей с трудом пробивала себе дорогу в сфере, где доминировали мужчины, но теперь она считается одной из самых значимых фигур в дизайне XX века. В её стиле элегантность ар-деко сочетается с модернистской функциональностью, примером чему служит дом E-1027 во Франции — минималистичная вилла со встроенной мебелью и раздвижными панелями, которую много лет ошибочно приписывали Ле Корбюзье.
Лизбет Закс (1914–2002)

Стиль: органическая архитектура, гуманистический модернизмИзвестные работы: Летний дом Штрауса, Швейцария
Работы Лизбет Закс, одной из первых женщин-архитекторов, зарегистрированных в Швейцарии, отличаются органичностью, криволинейными формами, выразительными материалами и структурной ясностью. Она создавала пространства, в которых границы между внутренним и внешним стираются, как, например, в её проекте 1976 года «Летний дом Штрауса». Её заслуженное признание увенчалось персональной выставкой в швейцарском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале (2025).
Африка
Хасан Фатхи (1900–1989)

Стиль: народный модернизмИзвестные работы: деревня Новая Гурна, Египет
Египетский архитектор Хассан Фатхи сочетал модернистские принципы с традиционными строительными технологиями, используя местные материалы, такие как необожжённый кирпич, и традиционные методы, такие как нубийские своды и пассивное охлаждение, для создания проектов, учитывающих климатические особенности. В культурном плане Фатхи стремился создавать доступное жильё для сельских жителей, находящихся в неблагоприятном экономическом положении. Примером такой философии может служить Нью-Гурна — запланированный посёлок для переселения недалеко от Луксора, спроектированный в 1940-х годах.
Демас Нвоко (род. в 1935 году)

Стиль: африканский модернизмИзвестные работы: Доминиканский институт, Нигерия
Демас Нвоко, нигерийский архитектор, художник и дизайнер, интегрировал традиционные африканские мотивы, материалы и ремесла в современную архитектурную практику, бросая вызов западным традициям. Он рассматривал дизайн как инструмент для позитивного изменения окружающей среды и стремился создавать значимые культурные и социальные пространства для африканских общин, такие как образовательный Доминиканский институт, построенный в 1970-х годах.
Азия
Чарльз Корреа (1930–2015)

Стиль: контекстуальный модернизмИзвестные работы: Мемориальный музей Ганди; апартаменты Канчанжунга; Джавахар Кала Кендра, вся Индия
Хотя Чарльз Корреа родился в Мозамбике, его имя в первую очередь ассоциируется с индийской архитектурой. Большая часть его работ посвящена проблемам городского планирования в стране и помогает переосмыслить национальную архитектуру в эпоху после обретения независимости. В его стиле традиционные элементы сочетаются с принципами модернизма, адаптированными к местному климату и культуре. В Мемориальном музее Ганди в Ахмадабаде можно увидеть характерное для Корреа использование открытых пространств, естественного освещения и вентиляции.
Балкришна Доши (1927–2023)

Стиль: гуманистический модернизм, брутализмИзвестные работы: Индийский институт менеджмента; недорогое жильё в Аранье, Индия
Балкришна Доши находился под сильным влиянием своих наставников Ле Корбюзье и Луиса Кана, но при этом создал собственную индийскую интерпретацию модернизма. В его работах часто использовались элементы, подходящие для индийского климата, такие как открытые дворы, затенённые террасы и естественная вентиляция. В 2018 году Доши получил Притцкеровскую премию за гуманистический подход, который заключается в создании недорогого жилья, общественных пространств и экологичного городского дизайна.
Джеффри Бава (1919–2003)

Стиль: тропический модернизмИзвестные работы: отель «Кандалама»; поместье Лунуганга; здание парламента Шри-Ланки, Шри-Ланка
Архитектор из Шри-Ланки Джеффри Бава широко известен как основоположник тропического модернизма — архитектурного стиля, в котором модернистские принципы сочетаются с требованиями тропического климата. В его проектах часто стираются границы между внутренними помещениями и пышной природой, используются открытая планировка и натуральные материалы. Работы Бавы учитывают особенности климата. Примерами могут служить отели Kandalama и Lunuganga, в которых вы можете остановиться уже сегодня.
Тадао Андо (род. в 1941 году)

Стиль: минималистичный модернизмИзвестные работы: Церковь Света; Музей современного искусства Наосима; Художественный музей Тичу; Дом Косино; Храм воды, Япония
Тадао Андо строит в основном минималистичные святилища из необработанного бетона, наполненные естественным светом и водой. Его работы отражают японскую философию дзэн, в которой особое внимание уделяется спокойствию, созерцанию и гармонии с природой. Такие знаковые проекты, как Церковь света в Осаке и Музей современного искусства Наосима, изменили представление о современной японской архитектуре.
Миннетт де Сильва (1918–1998)

Стиль: тропический модернизмИзвестные работы: дом Карунаратне; дом Пирис; жилой комплекс Ватапулува, все в Шри-Ланке
Минетт де Сильва была первой азиаткой, избранной членом Королевского института британских архитекторов. Она сочетала модернистские принципы с ремеслами, материалами и формами, подходящими для тропического климата ее родной Шри-Ланки, используя, например, такие методы, как утрамбовка земли и глинобитная кладка, а также такие элементы, как открытые дворы, пассивная вентиляция и регулируемые перегородки. Работы де Сильвы в значительной степени оставались незамеченными из-за гендерных предубеждений в архитектурном сообществе XX века, но ее влияние на таких деятелей, как Джеффри Бава, становится все более очевидным.
Северная Америка
Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959)

Стиль: органическая архитектура, стиль прерийИзвестные работы: Фоллингуотер, Пенсильвания; Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк; Дом Роби, Чикаго
Фрэнк Ллойд Райт за свою 70-летнюю карьеру совершил революцию в американской архитектуре, предложив философию органической архитектуры — зданий, гармонично вписывающихся в окружающую среду. Его стиль прерий, популярный в период с 1900 по 1917 год, был направлен на создание ярко выраженной американской эстетики, вдохновлённой пейзажами Среднего Запада, с консольными крышами, открытой планировкой и горизонтальными линиями. Помимо домов в стиле прерий, Райт прославился такими работами, как «Водопад» — мастер-класс по интеграции в окружающую среду.
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)

Стиль: международный стиль, минималистичный модернизмИзвестные работы: Сигрэм-билдинг (совместно с Филипом Джонсоном), Нью-Йорк; Краун-Холл, Чикаго
Хотя Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Германии, он прославился в США, куда эмигрировал, и помог сформировать эстетику из стекла и стали, которая легла в основу современного небоскрёба. Здание «Сигрэм» во многом стало образцом корпоративной архитектуры. Проекты ван дер Роэ, популяризировавшего фразу «лучше меньше, да лучше», отличаются чистыми линиями, открытой планировкой и наполненными светом прозрачными пространствами.
Рихард Нейтра (1892–1970)

Стиль: модернизм середины XX века, калифорнийский модернизмИзвестные работы: Дом Кауфмана в пустыне; Дом здоровья Ловелла, оба в Калифорнии
Австрийско-американский архитектор Ричард Нейтра был ключевой фигурой в модернистском движении середины XX века, особенно в Южной Калифорнии, где такие здания, как Дом Кауфмана в пустыне в Палм-Спрингс, помогли сформировать калифорнийский модернистский стиль. Его проекты отличаются элегантностью, обилием света и открытой планировкой, а также акцентом на здоровье, образе жизни и связи с природой благодаря использованию стекла и натуральных материалов.
Луис Кан (1901–1974)

Стиль: монументальный модернизмИзвестные работы: Институт Солка, Калифорния; Художественный музей Кимбелла, Техас
Луис Кан, обладатель Золотой медали Американского института архитекторов и Золотой медали Королевского института британских архитекторов, был известен своими монументальными монолитными зданиями, которые скорее подчёркивают свой вес, материалы и структуру, чем скрывают их. В проектах Кана модернизм сочетается с классическими элементами, такими как геометрические формы и материалы вроде кирпича и бетона.
Чарльз и Рэй Имз (1907–1978 и 1912–1988)

Стиль: модернизм середины XX векаИзвестные работы: Дом Имзов, Калифорния
Супружеская пара Чарльз и Рэй Имз, возможно, две самые влиятельные фигуры в дизайне XX века, известны своим вкладом в архитектуру, мебель и промышленный дизайн. Они использовали новые материалы, такие как формованная фанера и стекловолокно, сочетая функциональность с эстетикой. Дом Имзов, построенный в 1949 году в Пасифик-Пэлисэйдс, Лос-Анджелес, является образцом современной жилой архитектуры середины XX века.
Южная Америка
Оскар Нимейер (1907–2012)

Стиль: бразильский модернизм, скульптурный модернизмИзвестные работы: общественные здания в Бразилиа; Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия; штаб-квартира Организации Объединённых Наций, США
Под сильным влиянием Ле Корбюзье Оскар Нимейер использовал бетон свободной формы, часто отливая его в виде плавных изгибов, которые перекликались с природными ландшафтами Бразилии. За это некоторые называли его «скульптором памятников». Вместе с градостроителями Лусио Костой и Жоакимом Кардозу Нимейер участвовал в проектировании новой столицы Бразилиа в 1950-х годах, в том числе здания Национального конгресса, собора и дворца Альборада.
Лина Бо Барди (1914–1992)

Стиль: бразильский модернизм, гуманистический модернизм, брутализмИзвестные работы: SESC Pompéia; Стеклянный дом; Музей искусств Сан-Паулу, все в Бразилии
Лина Бо Барди, родившаяся в Италии, известна своим вкладом в латиноамериканскую архитектуру, особенно в Бразилии, где ей приходилось преодолевать трудности как иностранке и женщине. Будучи сторонницей социального потенциала архитектуры, она создавала здания, учитывающие культурные и материальные особенности, сочетая бруталистские формы с бразильским колоритом.
Карлос Рауль Вильянуэва (1900–1975)

Стиль: региональный модернизм, брутализмИзвестные работы: Университетский городок в Каракасе; Олимпийский стадион, оба в Венесуэле; Большой зал, Мексика
Карлос Рауль Вильянуэва, родившийся в Венесуэле, но выросший в Европе, привнёс модернистские идеалы в Латинскую Америку, где он объединил их с местным культурным и климатическим контекстом. Определяющей концепцией его творчества была идея «синтеза искусств», вера в то, что архитектура должна быть связана с живописью, скульптурой и другими видами изобразительного искусства. Вильянуэва также вдохновлялся брутализмом и широко использовал железобетон, а его проекты часто имели социальную направленность — он сыграл важную роль в формировании городской среды таких городов, как Каракас и Маракай
Тиуанако: малоизвестная доинкская цивилизация, построившая храмы и города высоко в Андах









