Сегодня у нас в гостях Конрад Мас – основатель, главный инженер и разработчик британской компании Avid HiFi, которая выпускает проигрыватели винила и не только

Как все начиналось?

– Увлечением проигрывателями меня заразил мой друг – когда мне было 16, он принес вертушку своего собственного изготовления. Мне показалось, что ее звучание можно улучшить, поэтому я стал этим заниматься и после 20 лет работы (я привлекал специалистов из различных технических университетов) в 1999 г. выпустил проигрыватель Acutus. Затем на его основе были разработаны Volvere, Diva, Sequel. Diva изначально был сделана для компании TEAC, для японского рынка, она отличалась по философии от остальных продуктов Avid, поскольку была сделана в расчете на установку нескольких тонармов. Поэтому мы выпустили Diva II – продукт, который полностью соответствует нашему видению.

Интервью: «Задача проигрывателя – позволить картриджу и тонарму извлечь максимум из пластинки»

В большинстве случаев ваши вертушки можно увидеть с тонармами SME. Это лучший, на ваш взгляд, тонарм?

– Да, они очень хорошие, хотя вы можете использовать любую комбинацию головка-тонарм, которую любите. Мы предоставляем базы под разные тонармы, но только под 9-дюймовые, поскольку я считаю, что повышенные вибрации у 12-дюймовых перевешивают их достоинства. Открою вам секрет: мы работаем над собственным тонармом, но пока не торопимся выпускать его на рынок. В соответствии с нашей традицией, мы должны сделать не просто еще один неплохой тонарм, а существенно превзойти существующие конструкции.

Недавно вы начали делать и электронные компоненты?

– Да, четыре года назад мы выпустили собственный фонокорректор. Обычно мы использовали продукцию других фирм, но в последнее время производители стали «прибирать» бас и увеличивать уровень высоких частот у своей аппаратуры – это создает ощущение, что она звучит более детально. Нам это не нравилось, поскольку мощный и хорошо контролируемый бас (наряду с прозрачностью и детальностью в остальном диапазоне) всегда был сильной стороной Avid. Мы сделали свой, на транзисторах, хотя многие называют звук наших корректоров «ламповым» – но это благодаря аккуратным ВЧ, нижняя часть диапазона у нас вполне «транзисторная». Ну и как обычно, мы сделали сначала топовый продукт, а потом на базе него сформировали линейку. В ближайшее время мы собираемся выпустить предусилитель с парой моноблоков, за которыми последуют интегрированные усилители.

Интервью: «Задача проигрывателя – позволить картриджу и тонарму извлечь максимум из пластинки»

Что для вас главный критерий истины при разработке и оценке проигрывателя? И что вы больше делаете: слушаете или измеряете?

– Скажу честно: мы не слушаем каждую деталь по сто тысяч часов. Проигрыватель чем-то похож на машину, у инженера есть четкое представление как должно все работать, конечно, не окончательное, но на 90-95% верное. Остальное – небольшая доводка.

На первую часть вашего вопроса отвечу просто: совершенство. Мы не можем приблизиться к живому звучанию, поскольку микрофоны, запись, сведение, печать – все приводит к потере информации и довольно существенной. Задача проигрывателя – позволить картриджу и тонарму извлечь максимум из пластинки, минимизировав вибрации, приходящие как извне, так и рождающиеся в самой конструкции. Снизить эти искажения, шумы – наша цель.

Как вы ее достигаете? Особая конструкция подшипника и других узлов проигрывателя?

– Это распространенное заблуждение, что в проигрывателе есть какие-то критичные узлы, которые достаточно выполнить «правильно» (обычно это означает позаимствовать самые лучшие решения у всех производителей) – и дело в шляпе. Это выглядит так, как если бы кто-то решил собрать стереосистему и просто взял пять пятизвездочных компонентов из ваших тестов и соединил их вместе – мы с вами прекрасно знаем, что так ничего не работает. Все должно быть подобрано и согласовано, чтобы получить хороший звук. Разумеется, у нас есть свои ноу-хау, например мы проанализировали различные конструкции и материалы опорных подшипников и разработали свой – его задача максимально вывести вибрацию с диска на шасси, что-то вроде механического заземления. Мы используем точечный подшипник, без шариков – у него только одна точка контакта, а поэтому нет шума из-за поперечного движения и перекатывания.

Интервью: «Задача проигрывателя – позволить картриджу и тонарму извлечь максимум из пластинки»

Кроме того, мы максимально увеличиваем жесткость системы шпиндель – опоры тонарма, поскольку в реальности все плоские столы во время работы колеблются и это отражается на точности считывания информации с диска. Для этого мы используем цельнолитую конструкцию и ребра жесткости в той части шасси, которая расположена между подшипником и тонармом, а остальные части шасси делаем наоборот мягкими: они «играют», принимая на себя вибрации.

Сильно отличается и система пружинной подвески – вы можете настраивать жесткость каждой пружины. Обычно после того как вы установили тонарм, вы выравниваете стол, поджимая пружины, но их жесткость остается неизменной, она не меняется с учетом распределения масс. В результате под воздействием внешних вибраций стол вместо чисто вертикальных перемещений начинает раскачиваться, раскачивая и картридж.

Наконец, в отличие от остальных производителей мы используем мощный мотор, а не комбинацию из слабого двигателя и тяжелого диска в надежде, что от всех проблем с равномерностью момента и скорости вращения двигателя спасет инерция диска. Мощный мотор позволяет лучше контролировать движение диска, но никто его не ставит, опасаясь вибраций. Мы долго работали с производителем моторов, совершенствуя блок питания, чтобы подавить вибрации и добились в этом больших успехов.

Я знаю, что вы даже производите моторы для электрических гоночных машин.

– Avid в этом смысле отличается от большинства компаний. Мы начали разработку проигрывателей с чистого листа, в то время как у многих был какой-то технический опыт, который вынудил их держаться определенной концепции. Мы все делали с нуля и учились по ходу дела. Долгое время части проигрывателей для нас производили специализированные фирмы, но потом мы решили организовать свое собственное производство, и теперь эти наши партнеры приходят к нам, когда нужны детали с особо точными допусками. Сначала это были некоторые детали для Aston Martin и Jaguar, теперь к ним добавились гоночные марки Mosla и Radiсal, кое-что мы делаем для Red Bull и McLaren, военных, космических и медицинских фирм. К нам обращаются и аудиопроизводители: Decca London, Isotek, PMC. Работа «на сторону» составляет где-то 20% нашего бизнеса.

Впечатляющий успех для компании, которая начала с разработки всего одного проигрывателя.

– Все началось в то время, когда стартовал CD и все вокруг говорили: винил скоро умрет. Но он не умер, наоборот, благодаря более совершенным технологиям в области материалов и конструкциям проигрывателей мы можем слушать сегодня его в более высоком качестве, чем тридцать лет назад. Цифровые форматы, конечно, очень популярны, но по сути это компромисс: вы берете чистый аналоговый сигнал и затем вырезаете из него определенные куски, чтобы получить цифровую запись. Я нормально отношусь к цифре, но, по-моему, это замена компакт-кассете, это хорошо для портативной техники. Винил – это не просто музыка, это живые впечатления, подобно тому что вы чувствуете на концерте, особая атмосфера, особая энергетика. Цифровая запись лишена этого, она предлагает совершенно другой, редуцированный вариант восприятия.

Интервью: «Задача проигрывателя – позволить картриджу и тонарму извлечь максимум из пластинки»

Вы думаете, аналоговые форматы ожидает ренессанс?

– Да, все заинтересованы в этом. Записывающие компании не зарабатывают на «цифре», а продажи винила растут. Артисты тоже заинтересованы в выпуске виниловых альбомов, потому что на iTunes большинство покупает один-два трека с альбома, и все. Это как если бы кто-то купил пару глав из книги писателя: обидно и глупо, не правда ли. Конечно, для некоторых поп-исполнителей это нормально, но серьезные музыканты делают для слушателей альбомы, а не треки. Ведущие компании: Sony Music, Warner Bros стараются популяризировать винил, особенно среди молодежи, которая слушала MP3. Интересно, что некоторые звукозаписывающие компании позиционируют винил именно как источник высокого качества: вы покупаете винил и находите ссылку, по которой можете бесплатно скачать (для прослушивания в дороге) CD-версию этого альбома. Я уверен: если винил не будет иметь успех, то звукозаписывающие компании просто не выживут.

Конрад, сегодня не очень хочется говорить о ценах и все же, есть ли у Avid своя оригинальная модель ценообразования?

– Думаю, что компанию Avid отличает достаточно ясное позиционирование каждого продукта в линейке. Не секрет, что часто по мере роста цены качество звучания High End не прирастает пропорционально. В нашей линейке каждый продукт заслуживает своей цены. Когда мы демонстрируем наши изделия, мы берем три проигрывателя, например Diva, Volvere и Acutus и устанавливаем на все один и тот же тонарм – чаще всего какую-нибудь недорогую модель Pro-Ject – и один и тот же картридж, чтобы покупатель мог ясно понять, какой вклад в звучание дает сам проигрыватель и стоит ли эта разница дополнительных затрат.

 

1334