Сегодня завершился многолетний (начался еще в 2014 году) конфликт между «Яндексом» и Google, арбитром в котором выступала Федеральная антимонопольная служба. Московский арбитражный суд 17 апреля утвердил мировое соглашение между ФАС и Google. Одним из условий соглашения, заключенного сроком на 6 лет и 9 месяцев, является выплата Google штрафа в размере 438 млн рублей.

Есть основания полагать, что основная причина спора кроется именно в поисковых строках

Другой пункт гласит о том, что Google создаст в браузере Chrome окно выбора поисковой системы по умолчанию, а также не будет препятствовать предустановке на смартфоны и планшеты приложений других компаний, в том числе и на главный рабочий экран (это важно, поскольку многие неопытные владельцы гаджетов стараются не лезть в дебри интерфейса и пользуются тем, что есть на главном рабочем экране). Это касается только для устройств, предназначенных для российского рынка.

Напомним суть истории. В 2014 году «Яндекс» подала на Google жалобу в ФАС, утверждая, что некоторые производители смартфонов (упоминались Explay, Fly и Prestigio) отказались предустанавливать на свои смартфоны приложения «Яндекса», сославшись при этом на запреты со стороны Google. ФАС признала Google виновной в нарушении закона о конкуренции. Затем был целый ряд разбирательств, предписаний, обвинений, исков и прочих процессуальных процедур, и вот теперь спор, кажется, разрешен.

Следует отметить, что, хотя в процессе расследования Google признали использовавшей доминирующее положение в области ОС Android, не все производители шли на поводу у поисковой компании. Некоторые модели смартфонов поставляются как с приложениями Google, так и с сервисами других разработчиков. Типичный пример – Samsung: в аппаратах этой компании есть масса аналогов приложений Google, включая переводчик, заметки, музыкальный плеер и даже магазин приложений. Другим производителям – вроде упомянутых Explay, Fly и Prestigio – везло меньше, что и стало отправной точкой в этом деле.

Ну а причина всего этого разбирательства, будем говорить прямо, заключается в том, что и «Яндекс», и Google зарабатывают в основном на рекламе в результатах поиска. Поэтому обе стороны остро заинтересованы в том, чтобы люди искали информацию именно с помощью их поисковых систем. Теперь у «Яндекса» будет чуть больше возможностей по продвижению своих сервисов (в том числе и, конечно, поискового) в экосистеме Android, а Google отделалась малой кровью, поскольку, судя по всему, отказ от исполнения требований ФАС серьезно усложнил бы ей жизнь на российском рынке.

 

618