Российский iPhone к 2018 году: Почему у наших опять ничего не получится?У меня, как и практически у каждого российского гаджетописателя, ну и у гражданина Мартина Лютера Кинга с примкнувшим к нему Обамой конечно же, есть мечта…

Мне очень хочется, чтобы однажды мне позвонили и сказали: мы тут сделали смартфон, протестируете? И вот мы его тестируем и видим, что продукт получился клевый, оригинальный, смелый и с огромным потенциалом. А потом смотрим на шильдик и понимаем, что он российский.

Но когда читаешь высказывания вроде того, что сделал глава АО «Росэлектроника» Игорь Козлов, заявивший, что (цитата по ТАСС) «к 2018 году компания, входящая в структуру «Ростеха», планирует представить «отечественный iPhone», сопоставимый с американским аналогом по качеству, но значительно дешевле — около $130», то понимаешь, что вряд ли это произойдет в ближайшее время.

И дело ведь не в том, что я не верю в нашу промышленность. Верю. Верю даже после того, как тот же «Ростех» уже поучаствовал в смартфоностроении в качестве совладельца YotaDevices, разработавшей Yota Phone.

Дело в другом: не то лицо в икону вставляете, друзья.

iPhone – не самый лучший смартфон в мире. Не самый мощный, не самый технологически совершенный. У него не лучшая камера, не лучший экран, не лучшее «железо». У него не самая большая батарея в конце концов, что бесит лично меня больше всего.

Во всех этих категориях на первых местах девайсы родом преимущественно из стран Азии, произведенные компаниями, названия которых не каждый сумеет произнести с первой попытки.

Но iPhone - это лучший в мире продукт. Самый популярный продукт. Самый востребованный и желанный. В первую очередь за счет того, что вокруг него выстроена одна из сильнейших экосистем в мире: AppSore, iTunes, iMac, MacBook, iPad, Apple TV, Apple Watch, наконец...

Но все это - не про технологии. Все это - про маркетинг. И на месте IPhone могла бы быть игровая консоль PlayStation или телевизор Samsung. Да все, что угодно, даже ракета Элона Маска! И маркетинг невероятно важен. Маркетинг, которого у нас никогда не было. Но гораздо важнее та гигантская технологическая пирамида, которая является основой, фундаментом, если угодно, каждого из этих продуктов.

Если бы парни из «Ростеха» сказали, что хотят создать конкурента Intel или Qualcomm, да бог бы с ними, хотя бы MediaTek! Если бы они сказали, что мечтают наладить производство дисплеев или батарей и потягаться в этом сегменте с LG! Если бы они намекнули, что им нравится то, что делает в производстве накопителей Toshiba или WD!

Во всех этих случаях было бы понятно, что речь идет о технологическом росте, создании базы, включении в мировые производственные цепочки, в формулирование идеологии и видения развития индустрии, венцом которых при огромном везении и фантастических инвестициях может стать популярный или успешный пользовательский продукт.

Но все это очень скучно, очень дорого и очень небыстро, так что увы. Мы по-прежнему не вкладываемся в фундамент, мы вкладываемся в продукты. Цикл жизни продукта, каким бы гениальным он не был, очень невелик просто потому, что продукты - это про моду, а мода - скоротечна. Про такой взгляд на мир не так давно на одной из конференций очень точно высказался один американский профессор, сказавший, что мы хотим получать молоко, но не хотим связываться с коровой. 

Это напоминает аборигенов с их карго-культом, которые, увидев крутую железку, начинают делать внешне точно такую же, но из коровьего помета и палок. Ибо других материалов под рукой по понятным причинам не оказывается.

Получается, да, существенно дешевле и доступнее.

А затем сидят они и ждут, когда же случится счастье. А его все нет.

И только компонентная база пахнет все сильнее.

 

1331