
Обзор Sony RX1R III: достойная камера по грабительской цене
Хорошая, но неидеальная камера — и возмутительно высокая цена.
Sony RX1R III — классная компактная камера с крутыми функциями. У нее шикарный 35-мм объектив, огромные 61 Мп, удобное кадрирование прямо в камере. Но цена… Sony, это перебор! За эти деньги видоискатель слабоват, а батареи хватает всего на 270 кадров. Я тестировал её рядом с A7C R и GFX100RF. На праздничном ужине в темноте она еле фокусировалась, а несъёмный экран подвёл. В целом, это не рабочая лошадка, а дорогая игрушка для вдохновения в выходные. Если хотите именно этот стиль — берите. Для серьёзных задач есть A7C R.
Великолепные изображения с разрешением 61 МпВеликолепные изображения с разрешением 61 Мп
Профили плёнок, достойные почти что Fuji
Характерный старый объектив
Автофокусировка с определением объекта
Компактность
Очень дорого
Джойстик без фокусировки
Слабый EVF
Разочаровывающее время автономной работы
Основные идеи
RX1R III — это тюнинг линейки RX1R от Sony. Её предшественница, RX1R II, была выпущена ещё в 2015 году. Поэтому мы в сообществе фотографов решили, что линейка приказала долго жить — в конце концов, Sony есть Sony, и если она захочет выпустить новую камеру, то сделает это. Но этого не произошло. А потом компактные камеры снова хайпанули.
RX1R III — это попытка Sony поднять денег на этом хайпе. Спрос на компакты с фиксированным объективом растет: от скромных «наведи и снимай» эпохи нулевых до компактных малышек премиум-класса, таких как Fujifilm X100VI и Ricoh GR IV, и ультракомпактных топовых камер типа Fujifilm GFX100RF и Leica Q3 43. RX1R III стоит 380 тыс. рублей, и именно с этими двумя моделями он идет ноздря в ноздрю.
Не заблуждайтесь: RX1R III — это экстравагантная камера. Она предназначена для профессиональных фотографов или других состоятельных энтузиастов. И ключевое слово здесь — «увлекательная» — эта камера для выходных.
Итак, может ли эта лучшая камера стать причиной рефинансирования вашего дома? Узнайте из моего полного обзора Sony RX1R III.
Обзор Sony RX1R III: характеристики
| Датчик | Полнокадровая 61-мегапиксельная камера Exmor R |
| Процессор | BIONZ XR |
| Объектив | Zeiss 35 мм Sonna T* (фиксированный) |
| ИБИС | Нет |
| Система автофокусировки | Гибридная автофокусировка на 693 точках |
| Видоискатель | 1 см OLED-дисплей, 2,36 млн точек |
| Дисплей | 7,6 см фиксированный ЖК-дисплей, 2,36 млн точек |
| Диапазон ISO | ISO100-102,400 |
| Максимальное разрешение видео | 4K/30 кадров в секунду |
| Порты | 1 карта памяти SD/SDHC/SDXC UHS-II. USB-C; микрофон/дистанционный спуск затвора; Micro HDMI; горячий башмак |
| Беспроводное подключение | Да |
| Максимальная скорость съемки | 5 кадров в секунду |
| Максимальная скорость затвора | 1/4000 (механический); 1/8000 сек (электронный) |
| Время автономной работы (CIPA) | 270 кадров (с использованием видоискателя) |
Обзор Sony RX1R III: цена и доступность
Sony RX1R III стоит $5099 / £4049. Это дорого, учитывая, что по сути это урезанная версия Sony A7C R ($2999), которая, в свою очередь, является урезанной версией Sony A7R V ($3900), и обе эти камеры я тщательно протестировал. С RX1R III вы получаете меньше возможностей, чем с этими двумя камерами, практически во всех аспектах, но Sony взимает дополнительную плату… просто потому?

В некотором роде. Рынок компактных камер премиум-класса сейчас переживает бум. Представьте, что это рынок недвижимости: если четырёхкомнатный дом на вашей улице продаётся за X, значит, вы тоже можете запросить X за свой четырёхкомнатный дом! Fujifilm GFX100RF и Leica Q3 43 тоже стоят непомерно дорого. Таким образом, Sony считает, что может запросить 400 тысяч рублей за свою новинку.
Проблема в том, что я не уверен, что это возможно. У Leica Q3 43 больше функций, в том числе улучшенные характеристики видеосъёмки и оптическая стабилизация изображения. И помните, что Leica Q3 43 — это Leica, а не перевыпущенная A7C R. Это нечто особенное. Между тем более дешёвая GFX100RF оснащена прекрасным 100-мегапиксельным сенсором среднего формата. Обычным недостатком среднеформатных сенсоров является более низкая скорость автофокусировки и передачи данных, но а) RX1R III не настолько быстрый; и б) Fuji тоже не настолько медленный.
Все эти камеры относятся к суперпремиум-классу игрушек — все они одинаково неидеальны в плане скорости съёмки и профессиональных функций. Учитывая это, зачем тратить почти 400 тыс. рублей на урезанную полнокадровую камеру Sony A7C R с разрешением 61 Мп, если можно потратить меньше на среднеформатную камеру Fujifilm с разрешением 100 Мп?
Если вы готовы опустошить свой кошелёк ещё больше, вы можете купить RX1R III с некоторыми аксессуарами по смехотворно завышенной цене. Бленда для объектива: 15 тыс. рублей. Кожаный чехол для корпуса: 19 тыс. рублей. И рукоятка для большого пальца: 20 тыс. рублей.
Обзор Sony RX1R III: дизайн

Sony RX1R III внешне очень похожа на свою предшественницу, без радикальных изменений в общем размере или габаритах камеры. Верхние циферблаты стали меньше и теперь находятся на одном уровне с верхней панелью, что (в незначительной степени) повышает удобство переноски.
RX1R III чрезвычайно компактен: я без проблем носил его на шее в течение нескольких часов, гуляя по городу. Благодаря своим миниатюрным размерам, а также передней рукоятке и заднему упору для большого пальца, которые хоть и незаметны, но эффективны, он отлично лежит в руке. Обе рукоятки покрыты текстурированной резиной, которая обеспечивает превосходное сцепление, позволяя Sony сделать рукоятки неглубокими и ненавязчивыми.
Корпус из магниевого сплава покрыт «новым» матовым покрытием цвета «железный чёрный», которое выглядит примерно так же, как покрытие большинства камер Sony Alpha. Тем не менее покрытие прекрасное, и RX1R III выглядит очень качественно сделанной. Как и все камеры Sony.
Одним из основных обновлений RX1R II стал видоискатель. У RX1R II был съёмный электронный видоискатель, что позволяло уменьшить размер камеры. Электронный видоискатель RX1R III встроен в корпус, но при этом не мешает работе. Чашка электронного видоискателя довольно большая, но её можно легко снять, если вам нужно сэкономить место.

Разрешение электронного видоискателя такое же, как у RX1R II и A7C R: 2,36 млн точек. Однако при разрешении 61 Мп я ожидал большего. У Q3 43 и GFX100RF, как и у A7R V, разрешение электронного видоискателя составляет 5,76 млн точек. Дисплей с более высоким разрешением лучше передает возможности матрицы высокого разрешения при съемке, проверке фокусировки и воспроизведении. Однако из-за ограниченного пространства использование EVF с более высоким разрешением было нецелесообразным. И, честно говоря, я не уверен, что аккумулятор камеры выдержит более высокое энергопотребление.

Во время ужина в честь Дня благодарения я передал камеру подруге, чтобы она быстро сфотографировала собаку. Она не смогла развернуть экран, чтобы увидеть, что снимает, и кадр получился неудачным (хотя, на мой взгляд, получилось довольно забавно). Снято в цветовом профиле Instant. (Изображение предоставлено Рэйчел Поттер)
Задний экран RX1R III яркий, и им удобно пользоваться при прямом солнечном свете. Он также претерпел изменения: разрешение увеличилось с 1,22 млн точек у RX1R II до 2,36 млн точек — стандартное разрешение заднего дисплея. Теперь экран прикреплён к корпусу, что неудобно при съёмке от бедра или под неудобным углом.
Обзор Sony RX1R III: возможности подключения
RX1R III имеет один слот для SD-карт, что вполне ожидаемо для такой компактной камеры, не предназначенной для профессионального использования. A7C R и Leica Q3 43 имеют по одному слоту, а Fujifilm GFX100RF — два (это необходимо, учитывая огромные 100-мегапиксельные файлы в формате RAW).

У RX1R III есть 3,5-мм разъём для микрофона, порт USB-C и порт micro HDMI. Разъёма для наушников или интерфейса для них нет, поэтому вы не сможете подключить наушники для мониторинга звука. Однако я ещё раз напоминаю, что это не рабочая лошадка и не видеокамера. Её порты подходят для её целей.
Камера RX1R III оснащена Bluetooth и Wi-Fi, поэтому вы можете подключиться к приложениям Sony Imaging Edge (мобильным/настольным) для беспроводной передачи файлов и съёмки с привязкой к устройству. Приложение для смартфона осталось таким же, каким было с тех пор, как я начал снимать на Sony в 2019 году: глючное, ненадёжное и бесполезное.
Обзор Sony RX1R III: управление

RX1R III — удобная в управлении камера. Все элементы управления на задней панели расположены с правой стороны камеры, поэтому до них легко дотянуться одной рукой. Все, кроме кнопки C2 Fn: она находится на внешней стороне подставки для большого пальца, поэтому для ее нажатия нужна вторая рука. Ничего страшного.
У RX1R III есть кольцо управления диафрагмой на объективе, что мне, как любителю камер Fuji, очень нравится. Это избавляет от необходимости менять диафрагму с помощью командного диска, что важно для RX1R III, поскольку у неё только один настраиваемый диск. Камера могла бы обойтись фронтальным командным диском, который обеспечил бы более интуитивное управление ISO, чем с помощью заднего колеса, хотя я и так справлялся.

К сожалению, Sony убрала диск выбора режима фокусировки (который был на RX1R и RX1R II), поэтому вам придётся менять режимы фокусировки через меню Fn или с помощью назначенной комбинации кнопок. Это разочаровывает, но, опять же, не критично.
К сожалению, у камеры, которая так ориентирована на фотографию, нет джойстика для фокусировки. Чтобы переместить точку автофокусировки, сначала нужно выбрать режим подвижной точки автофокусировки в меню фокусировки — слишком много действий, если вы торопитесь сделать снимок. Однако если вы не подтверждаете точку фокусировки, ее можно оставить в подвижном состоянии. Тем не менее это не идеальный вариант.
Система меню Sony очень хороша. Она удобна в использовании, имеет интуитивно понятную структуру и цветовую кодировку для упрощения навигации. Важно отметить, что она запоминает, на каком этапе вы находились при последнем использовании, что значительно ускоряет возврат к предыдущим настройкам и их повторную настройку.
Обзор Sony RX1R III: автофокус

В Sony RX1R III используется объектив Zeiss Sonnar T 35 мм F2, который уже довольно старый. Это тот же объектив, что использовался в обеих предыдущих моделях, и это заметно. Этот объектив довольно шумный при автофокусировке, о чём я подробнее расскажу в видеоразделе позже.
Система автофокусировки Sony очень, очень эффективна, а в RX1R III реализованы хваленые алгоритмы автофокусировки производителя и режимы автоматического определения объекта съемки — людей, животных, птиц, транспортных средств и т. д. При достаточном освещении все работает отлично. Автофокусировка определяет объекты быстро и надежно, как и в любой другой камере Sony, а объектив фокусируется достаточно быстро, чтобы успевать за движущимися объектами, если они не слишком быстрые.
На студийном портрете старшего сценариста Tom’s Guide Никиты, расположенном в верхней части этого раздела, камера зафиксировалась на её глазах и следовала за ними по всему кадру.

При слабом освещении объектив работает с трудом. Я взял с собой RX1R III на праздничный ужин в честь Дня благодарения. Мне удалось сделать несколько хороших снимков, но многие из них получились не в фокусе, так как камера не могла распознать объекты. На фотографии моей жены Лоры, расположенной выше, камере удалось сфокусироваться на её глазу, но только после нескольких попыток. Мне потребовалось немало попыток, чтобы камера сфокусировалась на глазу собаки на фотографии ниже.

Однако, надо признать, с RXR1 III это не кажется чем-то особенным — эта камера в первую очередь предназначена для неспешной, личной съёмки с явным уклоном в уличную, документальную, архитектурную и художественную съёмку.
35-миллиметровым объективом приятно пользоваться и в ручном режиме, а благодаря лупе MF Assist от Sony это становится проще простого. Кольцо фокусировки плавное, с большим ходом, что обеспечивает точный контроль. Ручная фокусировка действительно соответствует духу этой камеры — она просто идеальна.

Также есть режим фокусировки с близкого расстояния, при котором минимальное расстояние фокусировки (при автофокусировке и ручной фокусировке) уменьшается до 20 см, что позволяет делать снимки крупным планом. В сочетании с возможностью обрезки до 61 Мп это позволяет запечатлеть множество мелких деталей.
Обзор Sony RX1R III: качество изображения
Как я уже упоминал выше, Sony RX1R III оснащена объективом 35 мм F/2, который просто великолепен. Умеренно широкое поле зрения 35 мм на полном кадре идеально подходит для различных сценариев, но особенно для уличной, документальной и архитектурной съёмки.

Вы можете использовать встроенную в камеру цифровую обрезку для эффективного фокусного расстояния 50 мм и 70 мм и при этом получать изображения с приемлемым высоким разрешением благодаря 61-мегапиксельному сенсору. Удобно иметь такой дополнительный охват при кадрировании, а также использовать более узкие рамки для компоновки кадров. Все это делает RX1R III очень универсальной камерой для съемки на улице.
Обрезка выполняется в цифровом формате и применяется только к файлам в формате JPEG, поэтому при съемке в формате RAW + JPEG вы все равно получаете RAW-файл с полным углом обзора 35 мм. Мне нравится, что любая используемая обрезка предварительно применяется к RAW-файлу в Lightroom (если при импорте установлен флажок «Использовать настройки камеры»), поэтому вы можете открыть файл, чтобы изменить цвет и экспозицию, не теряя при этом кадрирование, которое вы использовали в камере.

Объектив очень резкий и хорошо справляется с матрицей высокого разрешения. У него также есть свой характер, а благодаря довольно высокой максимальной диафрагме f/2 можно создавать красивые размытые фоны.
Я видел несколько обсуждений того, что этот объектив не обновлялся с момента выхода последней модели, но, честно говоря, я считаю, что это идеальный объектив для такого типа камеры. Он делает прекрасные снимки и очень удобен для съёмки на улице, особенно с цифровым кроппингом. Если не сломано, зачем чинить?
Максимальная выдержка механического затвора камеры составляет 1/4000 секунды, что не так уж и быстро. То же самое можно сказать и об электронном затворе, максимальная выдержка которого составляет 1/8000 секунды. Для большинства случаев этого будет достаточно, но если вы снимаете на улице при ярком освещении с открытой диафрагмой, возможно, вам стоит положить в сумку несколько 49-миллиметровых нейтральных фильтров.
Затвор работает медленно, потому что он механический. В обмен на более низкую максимальную скорость камера может синхронизироваться со вспышкой на любой скорости (вплоть до максимальной), что, возможно, не так важно для уличной камеры. Однако это также означает, что RX1R III не будет страдать от эффекта «бегущего затвора», поскольку свет равномерно попадает на каждую часть матрицы.
Цвет
Как всегда, Sony отлично воспроизводит цвета: в стандартном профиле цвета выглядят естественно, а динамический диапазон составляет 15 ступеней, что обеспечивает плавные цветовые переходы. Файлы RAW с разрешением 61 Мп также предоставляют широкие возможности для редактирования.
Тем не менее, учитывая высокое разрешение и творческие профили, доступные на RX1R III, я был более чем доволен тем, что в большинстве случаев использовал сверхвысокое разрешение JPEG, если только мне не нужно было исправить серьёзные проблемы с цветом или экспозицией.
Что касается цветовых профилей, то в явной попытке догнать Fujifilm по популярности встроенных симуляций плёнки Sony разработала собственные. Они идеально подходят для уличной камеры, такой как RX1R III, и позволяют создавать стилизованные ретро-снимки прямо с камеры. Посмотрите подписи к изображениям, чтобы узнать, какие цветовые профили использовались.
Профили FL, FL2 и FL3 (FL = Film Look) исключительны. FL придаёт изображению слегка размытый, ностальгический вид, но усиливает синие и зелёные оттенки, что делает его идеальным для солнечных дней и голубого неба. FL2 ещё больше размывает цвета, создавая высокую контрастность в стиле ретро. FL3, в свою очередь, усиливает тени и снижает контрастность, делая изображение более ярким.
Мои любимые режимы — SH (Soft Highkey), который снижает контрастность, но повышает насыщенность, и IN (Instant), который создаёт эффект ретро-камеры. Большую часть времени я просто оставляю камеру в этих двух режимах или в режиме FL3.
Черно-белый профиль Sony, как всегда, великолепен: сверхвысокий контраст и глубокие тени создают элегантную современную атмосферу. Я потратил годы своей жизни на съемку в черно-белом режиме на Sony A7 и A7 III. Меня соблазнила камера Fujifilm Acros, которая создает более ретро-пленочную атмосферу. Но каждый раз, когда я снимаю на Sony, я скучаю по ней.
Высокий ISO и динамический диапазон
Как и другие камеры с таким же сенсором и процессором (A7R V и A7C R), RX1R III сохраняет высокое качество изображения при высоких значениях ISO. Камера поддерживает ISO до 102 400, хотя я бы не стал использовать значения выше 25 600. На изображениях выше показаны JPEG-файлы, снятые камерой (с применением шумоподавления по умолчанию) при ISO 12 800 и ISO 25 600.
Очевидно, что для получения максимально чётких изображений нужно снимать при минимально возможной светочувствительности, но я бы с удовольствием снимал при ISO 12 800. При этом ISO 25 600 выглядит на удивление хорошо, хотя из-за шумоподавления изображение стало более размытым, что серьёзно повлияло на резкость.
Изображения выше — это файлы RAW с теми же снимками. Опять же, ISO 12 800 содержит шумы, но их можно убрать при постобработке. ISO 25 600, безусловно, потребует внимания при постобработке, но его вполне можно спасти.
Как и у A7R V и A7C R, у RX1R III 15 ступеней динамического диапазона при ISO100, что обеспечивает плавные тональные переходы, а также большую гибкость при постобработке. Как видно на двух изображениях выше, мне удалось сохранить некоторые блики вокруг искусственных кубиков льда на сетке софтбокса. В то же время при постобработке я смог выявить множество деталей в тенях. Тени также остались практически без шумов, с четким разделением тонов, хотя вокруг бленды объектива есть небольшие шумы.
Однако это очень экстремальное испытание, и в реальных условиях эта комбинация сенсора и процессора обеспечивает превосходный динамический диапазон, позволяя добиться чёткого разделения тонов и гибкости при сложном освещении.
Непрерывный привод

Эта камера не предназначена для высокоскоростной съёмки: максимальная частота кадров составляет 5 кадров в секунду. Её буферы также ограничены одним слотом для карты памяти и большими файлами размером 61 Мп, поэтому не стоит рассчитывать на то, что вы сможете долго поддерживать такую скорость в формате RAW + JPEG.
Тем не менее, когда вам нужно, вы можете снимать со скоростью 5 кадров в секунду. Я использовал эту функцию, чтобы сделать несколько снимков в формате JPEG, пока собаки бегали вокруг во время ужина в честь Дня благодарения с друзьями, а также чтобы запечатлеть лебедей, плывущих по реке. Эти снимки вы можете увидеть в разделе «Качество изображения» выше.
Обзор Sony RX1R III: качество видео

Sony RX1R III — это не видеокамера. Тем не менее у неё есть несколько функций для записи. Она снимает в формате 4K со скоростью до 30 кадров в секунду с использованием стандартных профилей изображения Sony, включая S-Log3 и S-Gamut3.Cine для расширенного динамического диапазона и S-Cinetone для цветокоррекции отснятого материала. Мне нравится S-Cinetone; он напоминает мне Eterna Cinema от Fuji, позволяя снимать кинематографичные, почти неземные кадры.
Камера также оснащена системой цифровой стабилизации изображения SteadyShot от Sony (с кадрированием), которая отлично справляется с устранением дрожания при съемке с рук.
Объектив с фокусным расстоянием 35 мм довольно шумный и трясётся при фокусировке, хотя, если вы используете внешний микрофон, расположенный отдельно от камеры, это не должно стать серьёзной проблемой.
Обзор Sony RX1R III: время автономной работы
Время автономной работы Sony RX1R III довольно низкое: по данным CIPA, оно составляет 270 снимков. В лучшем случае мне удавалось сделать чуть больше 300 снимков, прежде чем требовалась подзарядка, хотя для интервалов я использовал высокоскоростную зарядку, которая увеличивает количество снимков на одной зарядке. После нескольких часов уличной съёмки на экране появился красный значок предупреждения о низком заряде батареи, так что на целый интенсивный день съёмки её не хватит. Добавьте к этому видео в формате 4K, и камера разрядится в мгновение ока.
Я бы хотел отметить, что представитель Sony прислал нам для тестирования сторонний аккумулятор, но результаты моего тестирования более или менее соответствовали заявленным рейтингам CIPA. В любом случае время автономной работы RX1R III не идёт ни в какое сравнение с GFX100RF, который может сделать 800 снимков без подзарядки, хотя и соответствует Lecia Q3 43, которая делает 350 снимков.
Обзор Sony RX1R III: вердикт

Sony RX1R III оказалась очень непростой камерой для обзора. Почти 400 тыс. рублей — это, откровенно говоря, грабительская цена для уменьшенной версии A7C R, а низкое разрешение электронного видоискателя и малое время автономной работы делают эту цену ещё более неприятной.
Тем не менее у RX1R III есть несколько невероятных достоинств. Изображения в высоком разрешении прекрасны, как я и ожидал от 61-мегапиксельного сенсора Exmor R, а автофокусировка более чем эффективна для тех целей, для которых предназначена эта камера.
Что касается назначения, важно рассматривать эту камеру именно в таком ключе. Камера RX1R III в первую очередь предназначена для уличной съёмки. И это действительно так. Она отлично справляется со своей задачей, цифровые обрезки обеспечивают большую гибкость, объектив великолепен, а новые цветовые профили позволяют получать красивые стилизованные результаты прямо с камеры. Всё это делает её идеальной камерой для профессионалов в их выходные.
Купил бы я её вместо Fujifilm GFX100RF? Ни за что, хотя я бы купил A7C R вместо обеих. Тем не менее RX1R III по-прежнему справляется со своей основной задачей, и по этой причине она заслуживает в целом положительного отзыва. Кроме того, это просто замечательная вещь.
ЧИТАЙТЕ ОБЗОР FUJIFILM GFX100RF: ЕДИНОРОГ В МИРЕ КОМПАКТНЫХ КАМЕР
















