
Обзор Laowa 200mm f/2 AF FF: готов потягаться с мощными объективами
Объектив Laowa 200mm f/2 AF FF сочетает мощный телеобъектив и быструю диафрагму со сложной конструкцией.
Когда-то существовали аналогичные объективы Canon и Nikon для зеркальных камер, но оба были почти вдвое тяжелее и устарели. Мне очень нравится, что новый Laowa удобен и доступен не только в качестве прямой замены объектива Canon с креплением EF, но и для беззеркальных камер Nikon и Sony. А самое главное — он обеспечивает потрясающее качество изображения и имеет великолепные универсальные характеристики.
Полезное фокусное расстояние телеобъектива
Быстрая диафрагма f/2
Кольцо диафрагмы с функцией щелчка/отпускания
Настраиваемые функциональные кнопки
Нет оптического стабилизатора изображения
Нет переключателя блокировки кольца диафрагмы
Нет заднего фильтра в креплении EF
Основные идеи
Venus Optics — китайская компания, созданная в 2013 году группой фотографов и специалистов по оптике. И меня неизменно поражает их способность мыслить шире привычных рамок. Они смело предлагают новые типы объективов и элегантно переосмысляют редкие, почти винтажные фавориты прошлого.
Среди последних релизов особенно выделяется Laowa FFII TS 100mm f/2.8 Macro 1Х, который сочетает полноценное макроувеличение 1:1 с возможностями наклона и сдвига, что создаёт простор для творческого контроля. Не менее любопытен Laowa 8–15mm f/2.8 FF Zoom Fisheye, предлагающий и круговой, и диагональный «рыбий глаз» в одном корпусе — решение классическое, но это уже устаревшие модели под Canon EF и Nikon F.
А теперь — новый Laowa 200mm f/2 AF FF, которому и посвящён этот обзор. Он словно бережно перенимает черты дизайна легендарных, но ушедших в историю Canon EF 200mm f/2L IS USM и Nikon AF-S 200mm f/2G ED VR II 2008 и 2010 годов. Здесь чувствуется не копирование, а уважительное переосмысление.
Laowa переосмыслен для эпохи беззеркальных камер, хотя из-за трудностей с получением одобрения Canon RF объектив доступен в версиях с креплениями Nikon Z и Sony E, а также в версии Canon EF, которую можно использовать на цифровых зеркальных фотокамерах или беззеркальных камерах Canon R с помощью адаптера.

Подпись: Всего на треть деления диафрагмы длиннее, чем более короткий объектив с фиксированным фокусным расстоянием f/1.8, Laowa сочетает высокую светосилу с мощным телеобъективом с фокусным расстоянием 200 мм.
Laowa 200mm f/2 AF FF: характеристики
Характеристики
- Варианты крепления: Canon EF, Nikon Z, Sony E
- Конструкция линз: 11 элементов в 9 группах
- Угол зрения: 12 градусов
- Лепестки диафрагмы: 9
- Минимальная диафрагма: f/22
- Минимальное расстояние фокусировки: 1,5 м
- Максимальное увеличение: 0,15x
- Размер фильтра: 105 мм, 43 мм сзади Z/E
- Размеры: примерно 118×177 мм
- Масса: 1588 г
Laowa 200mm f/2 AF FF: цена
Laowa значительно дешевле всех предыдущих и нынешних моделей: стартовая цена составляет всего $1799 (146 тыс. руб.) за версию Canon EF и $1999 (162 тыс. руб.) за версии Nikon Z или Sony E.
Laowa 200mm f/2 AF FF: конструкция и эксплуатация
Все относительно. Как сказал Эйнштейн: «Положите руку на горячую плиту на минуту, и она покажется часом. Посидите с красивой девушкой час, и он покажется минутой». Конечно, этот объектив «относительно» легкий, будучи немногим более чем в два раза легче прямых аналогов Canon и Nikon старых, но он все еще выглядит и ощущается внушительным зверем среди объективов. Он весит 1588 г и является определенно массивным. Если вы поместите фокусное расстояние телеобъектива 200 мм плюс светосильную диафрагму f/2 на одну сторону уравнения, большие, широкоугольные стеклянные элементы окажутся на другой.
Конечно же, именно оптические элементы определяют диаметр этого объектива, поглощая достаточно света для достижения светосилы f/2 на фокусном расстоянии 200 мм. Таким образом, сам объектив имеет диаметр 118 мм и поставляется с передней резьбой под фильтр 105 мм. Как я уже сказал, он большой.

Этот большой оптический элемент состоит из 11 элементов, объединённых в 9 групп. Среди них — специальное стекло, включающее два элемента со сверхнизкой дисперсией (ED), один элемент с аномальной дисперсией (AD) и один элемент с ультравысоким показателем преломления (UHR). Цель — повышение резкости и чёткости изображения при минимальном уровне аберраций.
Снаружи объектив, что несколько необычно, выполнен в красивом глубоком синем цвете, а не в черном, а серый вариант доступен по специальному заказу. Сразу за передним элементом, на переднем конце оправы, расположен ряд из четырёх настраиваемых функциональных кнопок, расположенных с интервалом 90 градусов. Благодаря этому они удобно располагаются под большим пальцем в любом положении камеры. Сразу за ним находится кольцо ручной фокусировки, приятное на ощупь и плавно вращающееся.

Подпись: Кольцо фокусировки богато текстурировано и имеет два диаметрально противоположных скульптурных выреза с надписью «Laowa», которые придают камере изысканный вид и ощущение. Прямо перед кольцом фокусировки расположен набор из четырёх настраиваемых функциональных кнопок.
За кольцом фокусировки с левой стороны корпуса находятся переключатель режимов фокусировки AF/MF и ограничитель диапазона автофокусировки. Последний — двухпозиционный, а не трёхпозиционный, что позволяет просто заблокировать короткий диапазон автофокуса.

Подпись: Слева вы увидите пару переключателей режимов фокусировки AF/MF и ограничителя диапазона автофокусировки, а также дополнительную настраиваемую функциональную кнопку.
Продолжая практическую привлекательность объектива, есть физическое кольцо диафрагмы. Это кольцо управления, предназначенное для регулировки диафрагмы, а не многофункциональное, что мне нравится, поскольку у него есть преимущество в виде четкой разметки с шагом в одну треть ступени диафрагмы на всем протяжении от f/2 до самого узкого доступного значения диафрагмы f/22. Есть также положение «А» (авто) для регулировки диафрагмы камерой.
Оно вам понадобится для таких режимов съемки, как программный и с приоритетом выдержки. Единственное, что я могу немного покритиковать, заключается в том, что, как и у многих современных объективов с кольцами управления диафрагмой, нет переключателя блокировки, чтобы заблокировать его в положении «авто». Таким образом, нужна небольшая осторожность, чтобы случайно не сдвинуть его с этого положения.

Подпись: Специальное кольцо управления диафрагмой имеет числовую маркировку на всех полных значениях диафрагмы, а также белые линии между ними для промежуточных значений в одну треть деления диафрагмы.
В наши дни мы все помешались на видео, и мало кто из нас снимает только фотографии. Laowa предлагает переключатель щелчка/отпускания, расположенный на правой стороне корпуса. Он чётко обозначен, прост в использовании и позволяет плавно и бесшумно регулировать диафрагму при съёмке видео. Вот и всё.

Подпись: Кольцо управления диафрагмой оснащено переключателем щелчка/отпускания, что делает его одинаково удобным как для фотосъемки, так и для видеосъемки соответственно.
Не все объективы одинаковы, и даже версии одного и того же объектива не одинаковы. Версии Nikon Z и Sony E оснащены 43-миллиметровым сменным фильтром сзади, и это довольно удобно. Помимо быстрых и простых рычажков для снятия держателя и смены фильтров, на нём также есть колесо регулировки для регулировки фильтров, зависящих от вращения, например, круговых поляризаторов, когда они установлены и закреплены внутри объектива. Владельцы версии объектива Canon EF могут быть немного расстроены отсутствием держателя фильтра в их версии.

Подпись: Версии объектива с байонетом Nikon Z и Sony E оснащены держателем для вставного фильтра диаметром 43 мм на задней панели. В версии Canon EF он отсутствует.
Я сказал, что вернусь к весу объектива, так что давайте. Рискуя повториться, скажу, что он составляет 1588 г. Да, он значительно легче старых объективов Canon и Nikon 200 мм f/2 и немного легче эквивалента Sigma, но Laowa определённо не лёгкий. Я обнаружил, что объектив достаточно лёгкий, чтобы можно было долго снимать с рук, но я бы не стал устанавливать его на штатив или монопод через гнездо крепления в корпусе камеры. Поэтому я благодарен, что у Laowa довольно удобное штативное кольцо с плавным ходом и щёлкающими ступенями с шагом 90 градусов для лёгкой регулировки по горизонтали.

Подпись: На хомуте крепления штатива имеется фиксирующий винт, который здесь отмечен синим акцентом, а также щелчки с интервалом в 90 градусов по всему радиусу вращения в 360 градусов.
Если вы предпочитаете более обтекаемый объектив без выступающего кольца для штатива, снять его полностью невозможно. Однако, пока кольцо остаётся на месте, можно снять основание, после чего останется относительно небольшой квадратный выступ, занимающий совсем немного места. Что касается безопасности, основание оснащено фиксирующим винтом и кнопкой для его освобождения. Само основание соответствует последнему тренду — профилю Arca-Swiss, поэтому его можно установить непосредственно на совместимую штативную головку без необходимости использования дополнительной быстросъёмной площадки.

Подпись: Совместимую с Arca-Swiss монтажную ножку можно снять, оставив лишь небольшой выступ, который совсем немного увеличит обхват объектива.
Laowa также выделяется большой блендой, имеющей круглую, а не лепестковую форму. Она крепится не байонетным креплением, а винтом-фиксатором, что довольно распространённо среди бленд большого диаметра для телеобъективов. Кроме того, бленда реверсивная, поэтому её можно устанавливать на объектив задом наперёд, экономя место в сумке.

Подпись: Вот как выглядит объектив с установленной блендой в положении «вперед». Размеры заметно увеличиваются.

На задней стороне объектива, естественно, находится монтажная пластина. Как и весь объектив, она выглядит и ощущается очень качественно. Как и ожидалось, она сделана из металла, а не из пластика, и оснащена герметизирующей прокладкой, а также позолоченными электронными контактами.

Подпись: Прочная металлическая монтажная пластина оснащена герметизирующей прокладкой и позолоченными электронными контактами, однако порт USB-C для обновления прошивки, который устанавливается во все большем количестве современных объективов, отсутствует.
Laowa 200mm f/2 AF FF: производительность
Я всегда считал, что качество работы любого объектива сводится к тому, даёт ли он желаемый результат, и удобство использования играет в этом большую роль. Я рад, что объектив достаточно лёгкий, чтобы можно было долго снимать с рук, что часто важно при съёмке спорта и дикой природы, для чего фокусное расстояние идеально подходит. Более того, расширенные возможности управления, включая настраиваемые функциональные кнопки, кольцо диафрагмы с функцией нажатия/отпускания и ограничитель диапазона автофокусировки, повышают качество съёмки как при фотосъёмке, так и при видеосъёмке.

Подпись: Даже с расстояния в несколько ярдов диафрагма f/2 обеспечивает малую глубину резкости, позволяющую выделить объект портрета на сложном фоне.
Конечно, главное — качество изображения. Laowa впечатляет во всех отношениях. Резкость отличная даже при съемке на открытой диафрагме f/2. Резкость отличная, с очень хорошей четкостью и контрастностью даже при съемке в условиях очень слабого освещения. Качество боке всегда выходит на первый план при съемке со светосильными объективами, и, опять же, Laowa очень убедителен.
Наблюдается естественный переход между фокусированными и размытыми областями, последние выглядят плавными и мечтательными, с пренебрежимо малыми продольными хроматическими аберрациями (LoCA) или «бахромой боке». 9-лепестковая диафрагма не так хорошо скруглена, как у некоторых современных объективов с 11-лепестковой диафрагмой, включая новый Sigma 200mm f/2, но она все еще сохраняет высококачественное боке при небольшом диафрагмировании.

Подпись: Диски боке, созданные цепочкой огней на этом снимке, имеют приятные мягкие очертания и не страдают от эффекта «луковых колец».
Очевидные варианты использования этого объектива — динамичная съёмка, спорт, дикая природа и события, а также портретная съёмка, пейзажная съёмка и даже астрофотография. Он невероятно универсален! В большинстве случаев его главное преимущество — возможность снимать на большие расстояния благодаря фокусному расстоянию 200 мм, а также светосильная диафрагма, позволяющая изолировать главный объект в кадре с малой глубиной резкости. При этом на средних и узких диафрагмах фокусное расстояние обеспечивает сжатую перспективу, что может быть полезно при съёмке пейзажей и для создания творческих эффектов.

Подпись: Боке красивое, мягкое и мечтательное, но резкости достаточно даже при полностью открытой диафрагме f/2.
Автофокусировка не самая быстрая из всех, что мне доводилось использовать. Она не срабатывает мгновенно, но, тем не менее, хорошо отслеживает движущиеся объекты при съёмке спортивных состязаний и дикой природы. Я также обнаружил, что она хорошо работает в режимах распознавания объектов с непрерывной автофокусировкой. Следящая фокусировка по лицу/глазам — важный бонус для портретной съёмки с этим объективом, и я обнаружил, что она обеспечивает отличную точность с высокой стабильностью при тестировании объектива с моим Nikon Z 6II.

Подпись: Автофокус, безусловно, достаточно быстр, чтобы отслеживать движущиеся объекты с впечатляющей и стабильной точностью.
Явным упущением в объективе является оптическая стабилизация. Она была в устаревших объективах Canon и Nikon 200mm f/2, а также в новом эквиваленте Sigma, где она рассчитана на 6,5 ступеней. В некоторой степени вы покрываетесь IBIS (In-Body Image Stabilization), которая есть во всех полнокадровых Nikon Z и во всех беззеркальных полнокадровых камерах Sony, кроме первого поколения.
Если вы покупаете версию Laowa для Canon EF, вы можете потерять стабилизацию, которая не представлена ни в одной цифровой зеркальной камере Canon или первом поколении беззеркальных камер EOS R, которые работают с адаптером крепления EF-EOS R. В любом случае, оптическая стабилизация, как правило, более эффективна, чем IBIS при использовании телеобъективов. Я обнаружил, что IBIS моего Nikon Z 6II дает мне примерно 3 ступени преимущества, позволяя делать стабильно резкие снимки с рук на выдержках до 1/25 секунды.

Подпись: Этот снимок нескольких столиков для пикника, расположенных в ряд, демонстрирует, насколько малой может быть глубина резкости при f/2.
Можно утверждать, что стабилизация изображения не так уж и необходима благодаря относительно большой диафрагме f/2, позволяющей использовать короткую выдержку при слабом освещении, не увеличивая при этом значение ISO камеры. Однако, возможно, вам захочется использовать более узкую диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости, которая может быть очень мала при съёмке крупным планом и на средних расстояниях.

Подпись: Этот тестовый снимок ряда окон вдоль передней части каюты яхты демонстрирует контроль над цветной окантовкой — ее не видно на фоне высококонтрастных черно-белых переходов вокруг оконных рам.
Laowa 200mm f/2 AF FF: примеры изображений
В галерее ниже представлены примеры снимков, сделанных в условиях очень пасмурной погоды и слабого освещения в плавучей гавани английского города Бристоль. Некоторые из них сделаны на максимально открытой диафрагме , чтобы подчеркнуть качество боке при небольшой глубине резкости, а другие — на средней диафрагме , чтобы продемонстрировать качество изображения при более общих настройках.
Laowa 200mm f/2 AF FF: результаты лабораторных исследований
Мы проводим ряд лабораторных тестов в контролируемых условиях, используя тестовый пакет Imatest Master. Фотографии тестовых таблиц делаются во всем диапазоне диафрагм и зумов (при наличии), а затем анализируются на резкость, искажения и хроматические аберрации.
Резкость

В наших лабораторных тестах на коротких дистанциях резкость в центре кадра немного снизилась при полностью открытой диафрагме f/2, но осталась весьма впечатляющей в остальном кадре. Я обнаружил, что резкость в центре кадра оставалась весьма впечатляющей и при f/2 в моих реальных тестах на более типичных расстояниях телефотосъемки. От f/2.8 до f/11 резкость как в лабораторных тестах, так и в реальных условиях была превосходной по всему кадру, а по краям и углам — поистине исключительной.
Бахрома

Небольшая цветная окантовка по краям и углам кадра присутствует, но она довольно незначительна и легко поддаётся автоматической коррекции в камере для версий объектива с байонетом Nikon Z и Sony Е. К сожалению, я не могу поручиться за версию с байонетом Canon EF.
Искажение
Присутствует легкая подушкообразная дисторсия, но она гораздо меньше, чем у многих телеобъективов, и останется незамеченной на большинстве изображений, даже если отключить автоматическую коррекцию в камере.

Laowa 200mm f/2 AF FF: вердикт
Laowa 200mm f/2 AF FF — большой, увесистый и дорогой объектив. Однако в его пользу говорит то, что он гораздо меньше, легче и дешевле, чем аналогичные объективы старой школы Canon и Nikon, которые были сделаны для зеркальных камер. Мне нравится, что новый Laowa сделан как для зеркальных камер Canon, так и для беззеркальных камер Nikon и Sony, но я подозреваю, что это больше связано с несовместимостью электроники Canon RF.
В конечном счёте объектив достаточно компактен и лёгок для длительной съёмки с рук, что делает его отличным выбором для спорта, дикой природы и событийной съёмки. Резкость, чёткость и контраст впечатляют, боке прекрасное, и объектив блестяще справляется с изоляцией объектов на суетливом фоне, а также сжимает перспективу для творческого эффекта. В целом, это превосходный объектив с экзотическими характеристиками управления по относительно доступной цене для своего класса. Он прекрасен.
| Функции | ★★★★★ Список возглавляют комбинированные 200 мм и f/2, но есть также настраиваемые функциональные кнопки, кольцо диафрагмы с функцией нажатия/отпускания и ограничитель диапазона автофокусировки. |
| Дизайн | ★★★★★ Конструкция позволяет свести размер и вес к минимуму, сохранив при этом высокое качество сборки, однако в ней отсутствует оптический стабилизатор. |
| Производительность | ★★★★★ Превосходная резкость, четкость и контрастность в сочетании с красивым эффектом боке подкрепляются быстрой и надежной точной автофокусировкой. |
| Цена | ★★★★★ Я бы не назвал Laowa дешевым объективом, но он значительно более доступен, чем старые аналоги Canon и Nikon, и серьезно проигрывает аналогичному новому объективу Sigma. |
Альтернативы

Объектив Viltrox AF 135mm f/1.8 LAB для камер с байонетом Nikon Z и Sony E имеет более скромный диапазон телефото, но на треть ступени светосилы больше. Это высокотехнологичный объектив, оснащенный передовыми функциями, в основном аналогичными Laowa, и цветным информационным OLED-дисплеем, — и все это по очень конкурентоспособной цене.

Nikon Z 135mm f/1.8 S Plena — один из лучших объективов, когда-либо созданных Nikon, а их было немало! Nikon настолько гордится этим объективом, что дала ему собственное имя. Он дорогой, но это настоящая классика.











