«Пикассо как то сказал — «Хорошие художники копируют; великие — воруют». Когда мы крадем великие идеи, мы не испытываем угрызений совести». Высказывание Стива Джобса из интервью 1996 года. Через десять с небольшим лет взгляды Джобса на вопросы копирайта изменятся, или он не признает в Samsung равновеликого художника. Так или иначе, но Apple будет вовлечена в череду патентных судов, которая в августе 2012 принесет победный вердикт жюри в Калифорнии и компенсацию в 1 млрд. долл. Теперь наши американские коллеги могут без боязни судебного иска использовать в отношении Samsung обидное американское слово copycat.

Samsung: креатив и заимствования

Фото с сайта brikcentr.ru

Присяжные, с которыми я скорее согласен, нашли квадратные иконки и прямоугольный корпус смартфона Samsung излишне похожими на иконки и корпус iPhone от Apple. Хорошо это или плохо — вопрос о том, каким художником окажется Samsung: хорошим или великим. Galaxy S II, по поводу которого ломали голову присяжные заседатели, вышел телефоном проходным. Но уже Galaxy S III несомненно великая трубка. Чтобы оценить успех модели не нужно читать аналитические отчеты, достаточно выйти на улицу любого европейского города, где «эс третьи» на каждом шагу и аксессуары к ним в каждом магазине. Все говорит о том, что если заимствование и имело место, то это была благородная кража, а не мелкое копирование.

Способность заметить великие идеи, оценить, скопировать, творчески переработать и создать на их основе что-то новое, стратегическая компетенция Samsung, которую компания не стесняется использовать везде где это возможно. Nokia и RIM настаивали на своих взглядах на интерфейс — где они сейчас. Samsung — так решило жюри в калифорнии если что — скопировал интерфейс iPhone и он сейчас лидер рынка смартфонов с 56,3 млн. трубок проданных в третьем квартале 2012 года (данные IDC) и новыми моделями, которые сложно уличить в заимствованиях. Функция слежения за взглядом — этого больше ни у кого нет. И я бы сочувствовал делу Apple, если бы не помнил о Xerox, Diamond Multimedia, Creative Labs, Palm и HP идеями которых вдохновлялся великий художник Стив Джобс на своем пути к успеху. С точки зрения покупателя, не так важно чья идея была первой, если в результате ее реализации получились Macinstosh, iPhone или Galaxy S III. Если результат вышел так себе, авторство идеи тем более никому не интересно.

P. S. Эта статья была бессовестно украдена с сайта журнала FastCompany и творчески переработана. Если авторы действительно имели в виду то, что написали — они не должны иметь ко мне претензий.

 

1562