«В казино играют честно только идиоты»... Многим, наверное, доводилось слышать эту циничную, но по-своему и реалистичную формулу. В которой предельно сжато уместились и бесстыжая жуликоватость «заведения», и неизлечимо болезненная привязанность человека к азартным играм. При этом довольно любопытно, каким образом в данную конфигурацию вписываются современные инфотехнологии.

Время от времени случаются в мире истории, про которые обычно принято говорить «как в кино». Вот и на этот раз, когда разнеслась весть, что шикарное казино «Корона» в австралийском городе Мельбурне какие-то шустрые аферисты одним махом наказали на 30 с лишним миллионов долларов, все сразу вспомнили знаменитый блокбастер «11 друзей Оушена».

Правила проигрыша

Фильмов об аферах в казино довольно много, но именно данную картину припомнили по той причине, что и в реальной истории, судя по всему, важнейшую роль также сыграли камеры видеонаблюдения, «ради безопасности» натыканные повсюду в игральном заведении. Мошенникам, говорят, удалось тайно подключиться к видеокамерам слежения и воспользоваться их богатыми возможностями в собственных интересах.

Сразу же следует предупредить, что подробности всей этой захватывающей истории администрация казино совершенно умышленно держит в секрете. Но коль скоро обратиться за помощью в полицию им все же пришлось, суть произошедшего в общих чертах стала таки известна. Однако прежде, чем воспроизводить здесь этот сюжет, полезно хотя бы в общих чертах ознакомиться с проблемой под названием «казино и технологии».

Условно честные способы отъема денег

Ни для кого не секрет, что правила всех игр, принятых в казино, устроены таким образом, чтобы в конечном счете заведение всегда оставалось в выигрыше. Если пользоваться строгой терминологией теории вероятностей, то математическое ожидание выигрыша для казино всегда положительно, а для его посетителей, соответственно, – всегда отрицательно.

Иначе говоря, чем дольше продолжается игра, тем меньше и меньше шансов на успех у азартных игроков, наивно и по-честному пытающихся словить здесь свою вечно ускользающую удачу.

Правила проигрыша

У рулетки, к примеру, в дополнение к ее 36 пронумерованным ячейкам, имеется Zero, из-за которого шансы на проигрыш клиента всегда больше половины. И в «блэкджек» (респектабельной версии банальной карточной игры «очко»), и в «крэпс» (более известной в народе как «кости») и во всех прочих азартных забавах, принятых в казино, имеются свои теоретико-вероятностные хитрости, обеспечивающие заведению беспроигрышные итоги при любых (не совсем) случайных исходах.

Ну а в американских – и копирующих их в других странах – казино основную статью доходов уже очень давно составляют игровые автоматы. То есть слот-машины или «однорукие бандиты», как их еще называют, плюс, начиная с 1980-х годов, автоматы для игры в видеопокер. Всю эту электронную аппаратуру без проблем можно настраивать вообще на любой желаемый уровень прибыльности.

Принимая во внимание человеческие качества людей, делающих деньги на бизнесе азартных игр, можно не сомневаться, что – будь их воля – в легко поддающихся манипуляциям игральных автоматах посетители казино вообще никогда не выигрывали бы никаких крупных сумм.

Но если совсем не будет джекпотов – и главное, непременно сопровождающих их вспышек огней, бравурной музыки, восторгов, перезвонов монет-жетонов, всей этой захватывающей мишуры – то люди просто перестанут ходить в заведение... А значит, хочешь не хочешь, выпадение джекпотов разрешать в программе тоже приходится.

Ну а поскольку происходят они теперь уже заведомо не случайно, с некоторых пор в казино то и дело стали случаться казусы такого примерно типа.

Бесплатный обед вместо миллионов

Летом 2006 года посетитель казино в городе Виннипег, Канада, играл с автоматом в известную игру Keno и сумел поймать заветный миг удачи – у него на экране выпала вожделенная комбинация из пяти одинаковых номеров. Как и положено при джекпотах, машина объявила счастливчика победителем, завела подобающую музыку и салют огней, а также сообщила абсолютно точную величину выигранного приза: 209 тысяч 716 долларов и 40 центов.

Рядовой персонал заведения, как положено, начал было радостно поздравлять призера. Однако вскоре появился более важный представитель администрации и, принеся формальные извинения, сообщил победителю, что его выигрыш – это результат «глюка в программе». То есть на самом деле, по мнению казино, он ничего не выиграл...

Правила проигрыша

В оправдание же своей столь удивительной позиции администрация сослалась на специальное предупреждение, прикрепленное в виде таблички к кожуху каждого игрального автомата. Табличка эта гласит, что «казино не несет ответственности за нештатную работу оборудования». Ну а выпавший у клиента джекпот, согласно логике заведения, решили именно так и трактовать – как сбой в работе программы.

Вскоре, зимой 2007, точно такая же история произошла с выигравшим джекпот посетителем казино в Пенсильвании, США. Затем в Сингапуре. Затем в других аналогичных заведениях иных стран и, наконец, самый громкий скандал – в 2011 году – имел место в австрийском казино Bregenz, где сумма выпавшего в автомате и «забракованного» администрацией джекпота составила 57 миллионов евро...

Если судить по сообщениям СМИ, то начало череды всех подобных историй идет с 2006 года (чуть далее станет яснее, почему имеет смысл обратить внимание на дату).

Общий сценарий каждого из этих случаев остается практически одним и тем же. Изменяются лишь города и страны, в которых находятся казино, да еще суммы невыплаченного выигрыша в джекпоте.

Особо примечательно, что почти во всех этих случаях администрация казино не только обосновывает свой отказ платить одним и тем же аргументом (сбой программы), но и еще почему-то все время пытается унизить победителей – вместо тучи денег приза предлагая им один-два купона на бесплатный обед в их буфете.

То есть чувствуется, что за всеми этими скандалами незримо стоит какая-то еще неозвучиваемая вслух история. Которая придает владельцам казино необъяснимую иначе уверенность в своей правоте и безнаказанности за все это откровенное жульничество.

На данный счет имеется одна правдоподобная версия.

Никраш – потрошитель автоматов

Поскольку «не совсем честная», скажем так, природа игр в казино – вещь самоочевидная, то всегда хватает и людей, полагающих, что они имеют полное моральное право повышать свои шансы при игре против заведения. Существенно различаться, правда, могут те средства, к которым они прибегают: от откровенно грубых и абсолютно криминальных до изощренно-технических и изысканно-интеллектуальных. Таких, которые и мошенничеством-то, строго говоря, называть можно лишь с очень большой натяжкой.

Некоторые из методов на удивление примитивны. Как, например, жетон на куске ленты-скотча, который, сунув в щель некоторых старых автоматов и запустив устройство, можно было вытащить обратно и использовать многократно. Или маленькая яркая лампочка, которую наловчились использовать для ослепления оптического сенсора-счетчика, так что аппарат глючит и выдает в лоток намного больше жетонов, чем должен.

Правила проигрыша

Самым же, наверное, знаменитым в мире специалистом по вытряхиванию денег из слот-машин считается Деннис Никраш (Dennis Nikrasch). Почти фантастические истории о ловкости этого афериста можно без труда найти в интернете, просто погуглив информацию по имени.

Никто точно не знает, сколько денег удалось выкачать Никрашу из американских казино, но по самым грубым подсчетам сумма составляет около 30 миллионов долларов. Первый раз его арестовали и посадили на 5 лет за махинации с игральными автоматами еще в 1970-е годы. Тюрьма Никраша не исправила, так что по освобождении он опять взялся за прежнее, но только стал намного осторожнее.

Весной 1999 полиции все же удалось вновь взять его с поличным. Вот только денег, правда, никаких найти не сумели. Но, как выяснило следствие, чуть ли не большинство всех тех счастливчиков, что поймали джекпот в 1990-е и запечатлены на фотопортретах в галереях славы над автоматами Лас-Вегаса – это, на самом деле, подставные люди Денниса Никраша. Выигравшие в совокупности где-то около 20 миллионов...

Сам Никраш категорически отказался объяснять, как он все это делал. По восстановленным же следствием и журналистами деталям, общая технология выглядела примерно так.

Купив собственную слот-машину, Никраш наработал автоматизм для «операции» в спокойных домашних условиях. Также есть информация, что он дополнительно прикупал для экспериментов компьютерные чипы у фирмы-изготовителя игровых автоматов. Ну а ключи для открывания кожуха слот-машин в казино приобретались на черном рынке, где копиями таких ключей недешево приторговывают сотрудники заведений.

В казино партнеры Никраша создавали толпу, чтобы блокировать работу камер видеонаблюдения, пока он сам открывал автомат и получал доступ к электронному хозяйству машины. По обе стороны нужного чипа навешивались клипсы, присоединенные к карманному устройству, которое принудительно выставляло чип в режим выдачи кода джекпота.

Затем навесное оборудование тут же отсоединялось, корпус опять запирался, а на всю операцию уходило меньше минуты времени. За автоматом в это время уже сидел один из помощников Никраша, готовый «играть». Первый же жетон, опущенный в щель автомата, вызывал джекпот, возбужденное оживление окружающих (все та же нанятая публика) и много-много призовых денег от казино...

По решению суда Никраш получил за свою творческую деятельность 90 месяцев – то есть 7,5 лет – лишения свободы. Ничуть не изменив своим убеждениям, он и в тюрьме давал прессе интервью, в которых заверял, что намерен и впредь заниматься тем, что умеет делать лучше всего. Имея же тотальный запрет суда на появление в игорных заведениях штата Невада, он пообещал после освобождения отправиться в другие подобные места – типа Монте-Карло, например.

И что интересно, срок заключения Денниса Никраша истек как раз в 2006 году...

Секретный проект Шеннона

В подобном контексте понятно, наверное, что люди вроде Никраша совершенно не осуждаются в народных массах. Скорее даже наоборот – имеют большую популярность и репутацию «новых Робин Гудов» (когда Никраша арестовали и отдали под суд, в питейных заведениях Лас-Вегаса часто слышались тосты за его здоровье и благополучие).

Но общественное мнение по данному вопросу, конечно же, ни в коей мере не влияет на активность служб безопасности казино, постоянно занятых выявлением всевозможных изобретателей и ловкачей в игорных залах.

На тему этого любопытного противостояния, демонстрирующего удивительные примеры человеческой находчивости, написаны уже десятки книг и тысячи статей. Некоторые же из историй данного ряда заслуживают совершенно особого внимания.

Например, воистину откровением стал в свое время мемуар известного математика Эдварда О. Торпа, впервые опубликованный в 1998 году и с подробностями поведавший историю о том, при каких обстоятельствах родился первый в мире портативный карманный компьютер.

Оказывается, появился он еще на рубеже 1950-1960-х годов и был заточен под совершенно конкретную задачу – для обеспечения стабильных выигрышей в казино при игре в рулетку. Более того, в создании этого компьютера вместе с Торпом принимал самое непосредственное участие Клод Элвуд Шеннон – отец теории информации и научной криптографии.

О создании миниатюрного компьютера для предсказания выигрышей в рулетке Торп задумался еще в 1955 году, будучи аспираном МТИ, Массачусетского технологического института. То было время активных экспериментов с возможностями вычислительной техники и только-только появлявшихся транзисторов. Ну а принцип рулетки с точки зрения механики достаточно прост: одно уравнение для движения шарика и второе – для движения колеса, вращающегося в противоположную сторону. А дальше, как говорится, подставляй значения параметров и решай.

Конечно, в реальности все сложнее. Параметры системы – масса и размер шарика, форма и гладкость поверхности – не являются постоянными, да и законы движения усложняются целым рядом обстоятельств, вроде перегородок между ячейками. Однако для повышения шансов на выигрыш вовсе не обязательно знать точную ячейку приземления шарика. Достаточно угадать хотя бы сектор остановки. Так почему не попробовать?

Правила проигрыша

Первичные эксперименты с самодельной рулеткой в итоге привели Торпа в Лас-Вегас – изучать особенности настоящего колеса в реальном казино. Именно здесь, возле игорных столов, у математика родилась идея проанализировать выигрышные стратегии игры в блэкджек. Результатом идеи стала знаменитая научная статья, со временем породившая широко известные ныне методы «подсчета карт». (Про чрезвычайно успешную команду МТИ, впоследствии умело «опускавшую» этим способом казино на многие миллионы долларов, написаны целые книги и недавно снят художественный фильм «21».)

В поисках возможностей для публикации своей необычной статьи в научном журнале, Торп вышел на Клода Шеннона, единственного в ту пору математика-академика в стенах МТИ. Шеннон сразу оценил новаторские результаты в исследовании молодого ученого. При этом он не только помог опубликовать статью в престижном журнале, но и сразу догадался, что в загашнике у Торпа наверняка имеется что-то еще, помимо выигрышной стратегии для игры в очко.

Под ненавязчивым, но настойчивым нажимом мэтра Торп не устоял и практически сразу выложил ему и самое заветное – тайное конструирование компьютера-предсказателя для рулетки. Даже краткого описания идеи проекта было достаточно, чтобы Шеннон пригласил Торпа к совместной разработке в легендарную лабораторию в подвале своего дома.

Итогом этого строго засекреченного проекта стало аналоговое вычислительное устройство на 12 транзисторах и размером с пачку сигарет, созданное математиками-инженерами к июню 1961 года и на 44% повышавшее обычные шансы на выигрыш при выборе наиболее вероятной «осьмушки» (45-градусного сектора) в круге рулетки.

Летом того же года изобретатели вместе с супругами испытали технику в Лас-Вегасе. Шеннон следил за колесом, незаметно регистрировал контрольные моменты пуска шарика, а спрятанный под одеждой компьютер вычислял наиболее вероятный сектор приземления и по радио особым звуковым сигналом передавал его партнеру. Торп, со скрытым в ухе микронаушником, тут же делал ставку – согласно правилам, пока шарик не успел сделать трех обходов круга.

Что же касается жён математиков, то они – как и положено при всякой серьезной операции – в это время «стояли на стреме».

Несмотря на полное отсутствие навыков, нервную обстановку и постоянно барахлившую технику, ученым действительно удалось кое-что выиграть (по словам Торпа, «когда компьютер работал, он работал очень хорошо»).

Далее, однако, жизнь сложилась так, что пути математиков разошлись. Торп получил очень выгодное предложение в другом месте и вскоре переехал, так что все работы над совершенствованием их проекта пришлось приостановить. Но всякую информацию об этом продолжали держать в секрете вплоть до 1966 года. Когда же стало ясно, что возобновить проект уже не удается, Торп опубликовал в нескольких научных работах основные принципы компьютера-предсказателя.

На протяжении 1970-х и начала 1980-х годов эту технологию пытались – с разным успехом и на новой элементной базе микросхем – реализовать несколько групп конструкторов. Однако в мае 1985 года владельцам казино удалось пролоббировать ужесточение законодательства. Власти штата Невада приняли новый закон «Об устройствах», который в явном виде запретил иметь и использовать в казино любые технические приспособления для предсказания выигрыша, анализа вероятностей, регистрации карт, а также для изучения стратегий игры или делания ставок.

Все нарушители этого закона, соответственно, становились уголовными преступниками...

Наказание без преступления

Ну вот, а теперь, когда общая картина с техническими средствами в игорных заведениях отображена более объемно, пора рассказать и о произошедшем в австралийском казино Crown.

Как оно нередко бывает в скрытном мире игорного бизнеса, по сути все сообщения мировых СМИ об этом прогремевшем скандале основаны на единственной публикации таблоида Herald Sun от 14 марта 2013 года. У репортера криминальной хроники этой газеты, судя по всему, имелся хороший источник в полиции Мельбурна, куда обратилась за помощью администрация казино.

Источник, правда, был не настолько хорош, чтобы знать ключевые подробности. Типа того, например, в какой именно игре всего за 8 партий одного вечера ловкие мошенники сумели выиграть 32 миллиона долларов. В то время как правила для австралийских казино ограничивают сумму денег на кону игры потолком в 300 тысяч долларов...

Быть может, и по этой причине тоже, обращение от казино в полицию было сделано в чрезвычайно деликатном порядке, без официальной жалобы, а значит, и без заведения дела. Судя по всему, дабы не допустить вообще никакой огласки произошедшего.

Правила проигрыша

Огласка, тем не менее, случилась. Поэтому представителю казино все же пришлось сделать официальное признание о выявленном у них случае крупного мошенничества – расследованием чего занимается их собственная служба безопасности, а полиция поставлена в известность.

Известным, в частности, стало то, что в центре аферы подозревается некий иностранный, довольно известный в игорных кругах клиент из разряда так называемых «китов». То есть людей, регулярно кочующих из одного казино мира в другое, делающих большие ставки, много выигрывающих, но и много проигрывающих. Короче, очень ценная для казино клиентура.

В мельбурнскую «Корону» этот кит приплыл вместе с семьей и там же снял дорогущий VIP-номер ценой около 30 000 долларов в сутки. Администрация заведения, всегда внимательная к прихотям таких клиентов, приставила к нему специального постоянного сотрудника – всячески угождать и ублажать, что называется.

Ну а затем этот кит начинает играть – в специальном VIP-зале для избранных, отдельно от всякой мелкой рыбешки, с особо крупными ставками в игре и под особо пристальным присмотром видеокамер наблюдения. Итогом большой игры становятся беспрецедентно огромный выигрыш кита – свыше 30 миллионов долларов – и крайне озадаченная произошедшим администрация.

Потому что весь опыт работы всех казино мира говорит здесь об одном – без жульничества проделать подобное невозможно. Но вот с чем именно хитрил кит, это очень большой вопрос.

Как был сделан следующий вывод, история умалчивает, но происходило далее вот что. С подачи своей службы безопасности, администрация пришла к выводу, что у кита явно были сообщники, подключившиеся к системе видеонаблюдения и применявшие ее возможности для помощи киту в игре (технические нюансы этой помощи и канал передачи информации, естественно, не раскрываются).

Не предъявляя киту никаких конкретных обвинений, его просто среди ночи выставили из отеля, пожизненно запретив приближаться к их заведению (это право казино). Заодно уволили и своего сотрудника, приставленного для сопровождения кита. Однако денег, ясное дело, вернуть таким же простым образом не удалось.

Впрочем, публично администрация заявила, что шансы на возврат основной части суммы весьма велики. Но это уже, очевидно, пойдет по разряду компенсации от страховых компаний (именно для этого, судя по всему, и понадобилось ставить в известность полицию).

Что же касается кита, то и он, и его выигрыш уже давно покинули берега Австралии...

Вместо морали ко всем этим историям можно, наверное, сделать заключение такими словами из репертуара уже известного нам Денниса Никраша: «Идиотом является всякий, кто идет в казино без намерения схитрить».

Очень похоже, что это действительно так.

Вот только надо ли вообще туда ходить?

 

2566