Итоги четвертого квартала RIM можно было бы назвать вполне достойными, если бы не PlayBook. У компании накопилось непроданных планшетов на общую сумму $485 млн. PlayBook не зря называют худшим продуктом RIM: он тянет вниз всю компанию.

PlayBook разоряет RIM

Уходящий год был сложным для RIM. Этому «поспособствовали» и проблемы с безопасностью, и задержки с выпуском новых продуктов, и непомерная гордыня компании, руководство которой, в лице одного из исполнительных директоров, Майка Лазардиса заявляло, что «каждый день слышит, как люди называют BlackBerry Bold лучшим коммуникационным девайсом на современном рынке».

Но, несмотря на все перипетии, RIM все же удалось сохранить прибыльность. Абонентская база компании в этом году достигла 75 млн, а облачные сервисы регулярно приносят доход порядка $1 млрд. И только PlayBook аналитики называют бомбой замедленного действия, «красной кнопкой», способной в любой момент запустить процесс саморазрушения компании.

PlayBook появился там, где его не должно было бы быть в принципе. В этом плане RIM не является единственной компанией, попытавшейся составить конкуренцию Apple, но по сравнению с планшетами Samsung, Toshiba и Lenovo, PlayBook стал самым проигрышным вариантом.

RIM создала планшет для предприятий, который оказался никому не нужным. В момент выхода в нем не было ни собственного клиентского приложения для электронной почты, ни календаря, ни BBM. Наиболее оптимистично настроенные менеджеры еще продолжают надеяться, что планшет будут покупать: хотя бы в рамках предложения «два по цене одного» или за $100 для сотрудников компании. Но при таких продажах RIM потеряет огромную часть прибыли. $485 млн – большая сумма, которой RIM не может позволить себе недосчитаться каждые пару месяцев.

Другим крупным разочарованием RIM стало смещение сроков выхода смартфонов на BlackBerry 10 на неопределенный срок в 2012 году. Не потому ли, что львиная доля времени и человеческих ресурсов была задействована в разработке бесперспективного PlayBook, который теперь вытягивает жизненные силы у всей компании? RIM определенно нужно сосредоточить основной потенциал на производстве смартфонов, и сделать это как можно быстрее.

1840