В художественном фильме «Дьявол носит Prada» есть замечательная сцена. В ней героиня Мерил Стрип объясняет своей молоденькой помощнице, которую играет Энн Хэтеувей, почему ее скептическое отношение к миру высокой моды ошибочно. Если не помните сцену, то вот она, ниже.

Если лень смотреть видео, то напомню, суть там в том, что даже самый андеграудный и контркультурный предмет одежды имеет непосредственное отношение к высокой моде. Просто потому, что все самое важное в нем (цвет, ткань, фасон) было когда-то придумано людьми, имеющими возможность потратить на это время, силы и средства. То есть все то, чего нет на фабрике, работающей на массовую аудиторию и отшивающей подобные вещи по цене 20 долларов за 1 кг.

Во времена моей юности была шутка, что автомобиль «Ока» это выкидыш КАМАЗа (позднее шутили про Smart как выкидыш Mercedes). Так вот – гаджеты это в полной мере «выкидыши» индустрии высоких технологий.

Одна из главных мировоззренческих ошибок последних лет заключается в том, что многие, в том числе и коллеги-журналисты, посчитали, что гаджеты – это и есть высокие технологии. Но это не так. Но самое большое заблуждение -  это оценивать высокие технологии мерками и критериями, применимыми к гаджетам.

Вы строите космический корабль, который будет лететь к Марсу ближайший десяток лет.  Это значит, что у вас не будет возможности починить в нем что-либо, если это что-то вдруг сломается на третьем году экспедиции. А если сломается, то экспедиция провалится и прахом пойдет десяток лет подготовки к ней, равно как и многомиллиардный бюджет, который можно будет списывать в убытки. Так что вы жертвуете габаритами, изяществом, избыточными возможностями (вам не нужно хранить тысячи hi-res фото и десятки часов видео в 4К) и делаете в единичном экземпляре нечто, пусть и достаточно дорогое по меркам гаджетов, но смешное по меркам экспедиции, что будет обеспечивать вам надежную работу. И разумеется дублируете это как минимум трижды для пущей надежности.

Консьюмерский рынок берет то, что создавалось для решения серьезных промышленных или оборонных задач и адаптирует к нуждам простых пользователей, упрощая и удешевляя в процессе адаптации все, что в принципе возможно упростить и удешевить. Это чрезвычайно важная и нужная работа, которая помогает решать массу полезных бытовых проблем. Например, поинтересуйтесь, когда и для чего было изобретено тефлоновое покрытие, которое вы каждый день видите на сковородках у себя на кухне. Подскажу – не для сковородок.

Кто-то адаптирует технологии посредственно, кто-то  наоборот – возводит это в ранг искусства. И тогда мы все заучиваем фамилию Джобс и восхищаемся техническим гением основателя Apple. Хотя этот гений скорее маркетинговый.

Но не стоит думать, что это дорога с односторонним движением. Консьюмерский рынок может сделать то, чего не могут тяжелые промышленники, например, потратить уйму времени и сил на решения в области дизайна и юзабилити.  Ну вот чтобы устройство удобно лежало в руке. И эти решения без сомнения отправятся в противоположном направлении и найдут свое место в промышленности и оборонке. Небольшое место, но достойное. Там, где не нужно, чтобы было настолько надежно, чтобы могло летать в космос или падать с огромной высоты, но не помешает, если будет красиво и с тач-скрином.

А для космоса, оборонки, мартеновских печей и прочего подойдет и такое. Попроще и понадежнее.

Как жесткий диск на 50 Мбайт весом 25 кг.

 

6335