Фирма Роллс-Ройс является типичным, можно сказать, эталонным представителем мира High End в автомобилестроении. Поэтому, получив приглашение посетить завод в Гудвуде, на котором производятся эти произведения технического искусства, мы недолго колебались. Тем более что в программу входило знакомство с разработчиком аудиосистем, устанавливаемых на эти машины.

Компания была основана в 1904 году инженером Генри Ройсом и Чарльзом Роллсом, автодилером. Чарльз, как сейчас бы о нем сказали, занимался маркетингом. Этот симбиоз техники и маркетинга успешно существует и по сей день. В последние годы к этим компонентам успеха добавилась важная составляющая – система Bespoke, направленная на максимальную индивидуализацию приобретаемого клиентом автомобиля – от выбора цвета кузова и материалов отделки салона до исполнения практически любых прихотей, например встроенного в багажник комплекта для пикника. Пользуясь случаем, наш корреспондент задал вопрос представителям компании – встречались ли они с нестандартными требованиями по конфигурации AV-системы?

Своими глазами: Rolls-Royce – не только звуки моторов

К нашему удивлению, ответ был отрицательным. Причин тому может быть лишь две – либо заказчики относят системы развлечений в авто к второстепенным, либо к качеству работы существующей невозможно придраться. Мы склоняемся ко второй версии, особенно с учетом опыта прослушивания в нескольких предложенных машинах.

Своими глазами: Rolls-Royce – не только звуки моторов

Герд Вольфрум – инженер-технолог; в сферу его ответственности входят и развлекательные системы Роллс-Ройс. Как и у многих его коллег, тема высококачественного воспроизведения звука – его страсть. Поэтому о задачах, которые были поставлены и какие проблемы пришлось решать, он рассказывает весьма увлеченно:

Своими глазами: Rolls-Royce – не только звуки моторов

– Базовые задачи, такие как получение ровной АЧХ или достаточной детальности, в автомобильном аудио давно решены. Мне же хотелось, чтобы у слушателя создавалось впечатление, что он слушает домашнюю Hi-Fi-систему. Чтобы при поворотах головы и тем более при перемещении кресла стереосцена не разрушалась. С гордостью могу констатировать, что мне это удалось. Я создал две довольно обширные зоны комфортного прослушивания – для передних и для задних сидений, в пределах каждой из них можно свободно перемещаться, при этом не теряется не только стереообраз, но и не возникают типичные в таких случаях артефакты, такие как изменение спектра из-за множества отражений.

Добиться этого было, конечно, нелегко. Сердце системы – усилитель с DSP, который способен обеспечить практически любую обработку – от разделения частот и поканальных задержек сигнала до более сложных – c FIR-фильтрами и др. Большие возможности обычно ведут ко многим ошибкам, так что для управления всем этим арсеналом мы используем программные продукты шведской компании Dirac — Dirac Live и Dirac Dimensions. Как оказалось, в мире не так много хороших специалистов по этому ПО, буквально единицы. Мне повезло – один из них оказался сотрудником компании Lear – поставщика используемых нами усилителей. Мы потратили уйму времени и сил, чтобы достичь желаемых результатов. Но оно того стоило.

Что внутри Audio RR 16

Своими глазами: Rolls-Royce – не только звуки моторов

В каждом Роллс-Ройсе 17 или 18 динамиков в зависимости от модели автомобиля работают от 17 каналов усилителя, способного суммарно выдавать до 1300 Вт:

  • 2x 250 Вт – НЧ
  • 7x 75 Вт – СЧ
  • 7x 25 Вт – ВЧ
  • 1x25 Вт – эксайтер (один или два, на крыше)

Итого используется 1225 Вт из доступных 1300.

Поясните насчет эксайтера, это же довольно специфический излучатель, какова его роль?

-- По сути, это широкополосный динамик, но без диффузора. Вместо диффузора колебания излучает поверхность, на которую он установлен, в данном случае это потолок салона. На него подается очень небольшая мощность, так что он не является основным источником звука, а применяется для создания эффекта подъема сцены, иными словами, выполняет психоакустическую функцию.

Своими глазами: Rolls-Royce – не только звуки моторов

Показатели выходной мощности выглядят внушительно. Что, если мы захотим озвучить всю улицу, открыв окна?

-- Громкости, конечно, хватит, но звучание будет не то, что было задумано – ведь при разработке системы мы учитывали внутреннюю акустику, в которой стекла являются основным отражающим элементом.

 

993