Всего в 12 милях от самой загадочной достопримечательности Великобритании – Стоунхенджа, в городе Солсбери расположены штаб-квартира и производственные мощности Naim Audio — компании, имеющей в Hi-Fi-сообществе статус не менее культовый.

Своими глазами. Гонка на выносливость

Но на поверку выяснилось, что ее топ-менеджеры не пытаются уйти от ответов даже на «неудобные» вопросы, а фотографировать разрешено практически везде, за исключением разве что отдела разработки. Можно сказать, в плане общения с журналистами фирма ведет открытую политику. Убедиться в этом нам удалось в поездке, организованной компанией Alef – российским дистрибьютором техники Naim.

В этом году Naim отмечает сорокалетие со дня основания – это означает, что компания является одной из старейших в Hi-Fi-индустрии Соединенного Королевства. Стоял у ее истоков Джулиан Верекер, с одного из увлечений которого и началась история фирмы. Он любил посещать клубы, записывая там живую музыку. Но при прослушивании результаты оказывались далеки от того, что звучало в оригинале. Желание усовершенствовать воспроизводящую аппаратуру привело к созданию усилителя мощности NAP 250, а чуть позднее – и самой компании. Другая страсть Джулиана – автогонки. Он был довольно известным в Британии гонщиком с немалым числом побед на своем счету. И тут обнаруживается интересная параллель между подходом Naim к созданию аудиопродукции и автоспортом: это мощность, скорость, надежность и внимание к деталям. Нет, мы говорим не о тех деталях, которые воспроизводит аппаратура, а о мелочах в конструкции и настройке, которые по отдельности вроде бы даже не дают слышимого улучшения, но в совокупности образуют то звучание, которого ожидаешь от высококлассной техники. Например, известная всем фирменная особенность компонентов – акустическая развязка плат и корпуса реализуется последовательно и до конца – даже у кабелей разъемы имеют специальную «подвеску». Не правда ли, все это напоминает современную Формулу-1, где вроде бы одинаковые болиды проходят круг с разницей в несколько секунд? Впрочем, можно быть сколь угодно быстрым, но не заработать ни одного очка, не добравшись до финиша из-за технических проблем. У Naim с этим строго – годами выстроенная система контроля качества практически исключает попадание дефектного аппарата к потребителю.

Своими глазами. Гонка на выносливость

Стенд для прогрева динамиков

Вспоминается один казус, произошедший в нашей тестовой лаборатории: из корпусов усилителей одной известной фирмы, приехавших к нам в запечатанных коробках, были выкручены некоторые винты. Ури Геллер тут ни при чем – наверняка это произошло от тряски во время перевозки или девятичасового перелета. У Naim и на это есть ответ – помимо стандартных процедур прогрева, прогона и проверки внешнего вида используются также вибростенд и климатическая установка, способная имитировать не только условия эксплуатации в различных поясах, но и работу по сценарию. Она даст ответ, как поведет себя продукт, охлажденный в багажном отсеке самолета, вдруг оказавшись в 100%-ной влажности и жаре Гонконга.

Своими глазами. Гонка на выносливость

Тихо! Идут тесты!

Своими глазами. Гонка на выносливость

Испытание климатом

Забавно, но когда нам показывали образцы забракованных передних панелей, мы ничего существенного не заметили. Нам объяснили так: техника дорогая, потребители встречаются разные, в том числе очень придирчивые, поэтому вероятность проблем лучше свести к минимуму заранее.

Своими глазами. Гонка на выносливость

Уникальная самодельная установка для подбора транзисторов

Что касается скорости и мощности, то тут компания делает ставку на трансформаторы, рассчитанные на многократный запас тока, вместо батарей конденсаторов, которые, по мнению инженеров Naim, «съедают» ритмику и мгновенные динамические перепады.

Своими глазами. Гонка на выносливость

Дуглас Грэм рассказывает о борьбе с вибрацией в кабелях

Степень влияния питания на звучание может оценить каждый, подключив к компоненту Naim фирменный источник питания. Это было наглядно показано в демонстрационной комнате собравшимся журналистам. Можно сказать, что разница сопоставима с повышением класса аппарата – удобный способ для модернизации, не так ли?

Есть ли будущее у CD-проигрывателей?

По этому поводу в Naim заявляют следующее: CD555 останется последней флагманской моделью, работающей с физическими носителями. Естественно, поддержка не будет прекращена, пока у нас будут приводы. К тому же в его создание было вложено много усилий и средств, и тот факт, что этот весьма недешевый аппарат до сих пор продается примерно по сотне экземпляров в год, сам по себе неплох, особенно учитывая узость рыночной ниши, которая продолжает сжиматься. С другой стороны, есть и перспективы для развития сбыта. Например, в Китае практически вся местная музыка издается на компакт-дисках, соответственно, чтобы ее слушать, вам не нужен сетевой плеер, но понадобится CD-проигрыватель. А с учетом того, что все больше компаний отказываются от их производства, шансы Naim только растут. Совсем недавно доля этих устройств в бизнесе фирмы составляла 30%. Конечно, увеличиваться она уже не будет, постепенно уступая место стримерам. Но не стоит забывать, что любой диск – CD или виниловый – предполагает определенный ритуал в прослушивании, и многие потребители просто не желают от него отказываться.

Существует мнение, что сетевые плееры долго не могли приблизиться в качестве звучания к CD-проигрывателям из-за своей сложности – сетевая плата, схемы синхронизации и подавления джиттера… Но в Naim нам напомнили, что оптический блок CD-проигрывателя производит уйму вычислений и регулировок в реальном времени, являясь существенным источником помех. Инженерам компании это известно не понаслышке, как и то, что не каждый привод, выдающий сообщения об ошибках чтения, делает это корректно. Собравшимся в комнате прослушивания журналистам специалисты Naim предоставили возможность сравнить звучание топовых моделей стримера и проигрывателя компакт-дисков. Можем констатировать, что разница оказалась несущественной и лежит в области персональных предпочтений.

 

2605