Прошедшая некоторое время назад в Москве презентация первого домашнего 4К-проектора Sony вызвала множество вопросов: от простых, например чем отличается этот проектор от практически одновременно представленного 4К-проектора JVC с технологией e-shift, до более сложных: а зачем он вообще нужен и что на нем смотреть? Отдел профессиональной техники Sony решил организовать поездку журналистов в Японию, чтобы получить ответы на эти вопросы из первых уст и на месте посмотреть, как собираются проекторы фирмы

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Еще до того, как мы прилетели в Токио, у нас было твердое ощущение, что 4К – это не миф. Несколько компаний представили ТВ с соответствующей матрицей, а журнал What Hi-Fi посвятил этой теме краткую статью (в апрельском номере). Окончательно развеять сомнения был призван визит в штаб-квартиру Sony, где находится грандиозный шоу-рум компании – здесь можно увидеть все технологии Sony для кино и телевидения, поучаствовать в процессе съемки и монтажа видео, в т. ч. и в формате 3D. После небольшой экскурсии становится совершенно ясно, что компания, которая является ведущим поставщиком профессионального видеооборудования для всей цепочки производства фильмов от кинокамер до аппаратных видеостудий и цифровых кинотеатров, осознает практические перспективы формата 4K. Собственно, формат 4K уже давно действует в инфраструктуре цифровых кинозалов – такой реализован и в офисе Sony: вы можете воочию убедиться в преимуществах нового «Человека-паука», снятого на пленку, оцифрованного с разрешением 4K и воспроизведенного с помощью профессионального проектора Sony SRX-R320, а также познакомиться с другой интересной сферой применения 4K-проектора. Как вам, например, видеопрезентация автомобиля на огромном экране с четкостью, позволяющей оценить не только новизну обводов и красоту фар, но и легко определить текстуру кожи торпедо или нюансы дизайна стрелок и цифр приборной панели. Итак, зачем 4К профессионалам, вроде бы понятно.

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Но нужно ли такое разрешение дома? B Sony уверяют, что да. В качестве аргумента компания рисует исторические кривую развития кинематографа. Первые залы имели форму вытянутого прямоугольника с экраном на короткой стене, а зрители наблюдали изображение с расстояния, которое составляло 8 вертикальных размеров изображения (H) для дальнего и 3 для переднего ряда. Сегодня залы выглядят по другому: широкий экран вдоль длинной стороны, а зрители сидят на расстоянии 1–3 высоты картинки. Чем ближе зритель к экрану, тем большее погружение в кино, что особенно важно для стереоскопических фильмов. Однако стоит сесть слишком близко – и станут заметны артефакты пиксельной структуры – для Full HD минимальная дистанция составляет 3 высоты изображения, в то время как 4K позволяет достичь показателя 1,5 H.

Итак, 4К имеет смысл, весь вопрос лишь в перенесении уже существующего профессионального формата домой. Проблема в том, что изображение размером 4096×2160 пикселов требует примерно в четыре раза большего объема видеоданных, чем Full HD, у которого 1920×1080 пикселов. В профессиональных цифровых кинотеатрах все просто: используется жесткий диск или, что даже более часто, просто файл, передающийся с головного сервера по высокоскоростной оптоволоконной линии в зашифрованном виде. А что дома? Теоретически Blu-ray позволяет записать 8 слоев суммарной емкостью 200 ГБ, что вполне достаточно для 4K. А вот дальше сложнее: спецификация HDMI 1.4 предусматривает поддержку 4К, но только в режиме 24 полных кадров в секунду, но как быть с более высокими кадровыми частотами в 3D?

В лаборатории 4K

За ответом мы отправляемся в Ацуги, где на огромной территории, напоминающей фабричную, находится центр разработки профессиональных продуктов Sony. Здесь, в специально подготовленном помещении 4K-кинотеатра, презентацию проектора проводят инженеры, непосредственно занятые в создании этого проектора. Скажем сразу, что несмотря открытость и дружелюбие сотрудников Ацуги, ответов на все вопросы нам получить не удалось. Разумеется, в роли носителя, скорее всего, будет использован Blu-ray, но когда мировой консорциум одобрит соответствующий стандарт, а также разработает соответствующую спецификацию, а самое главное, неясно, когда производители внедрят его в серийные устройства–. Сотрудники Sony этого пока еще сами не знают.

Тогда для чего использовать этот проектор сегодня? Вот на этот вопрос презентация японских инженеров дала вполне ясный ответ. Во-первых, 4K-проектор гораздо лучше показывает любое видео, чем обычные Full-HD-проекторы, что во многом достигается благодаря мощному масштабирующему процессору. С большого расстояния разница с конкурентами не очень заметна, но уже на дистанции 3H все присутствующие отметили более высокую детальность и микроконтраст проектора Sony. Кроме того, вся начинка VPL-VW1000ES выполнена по более высоким стандартам качества, это касается и объектива с очень низкой дисторсией и хроматическими аберрациями, более эффективной лампы и пр.

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

В этом ситуация с 4К-устройствами чем-то напоминает Blu-ray, даже первые проигрыватели в силу на порядок более мощной начинки, чем у DVD-проигрывателей, воспроизводили DVD намного лучше. Кроме того, что имеет особенное значение для 3D, использование матрицы собственного производства с физическим разрешением 4096×2160 пикселов, а не «прыгающей» Full-HD-матрицы, как у конкурентов, обеспечивает более высокую контрастность при воспроизведении чередующихся с высокой скоростью полей. Наконец, фотографы могут использовать проектор в роли высококачественного слайд-проектора для демонстрации цифровых снимков на большом экране. Кстати, современные компьютерные интерфейсы (например, видеокарты nVidia Quadro 4000, профессиональные платы ввода-вывода DVS Atomix) поддерживают вывод в 4К, и вполне возможно, что проникновение 4K в дом начнется со стороны игровых ПК – вспомним, что Sony PlayStation была одним из первых доступных проигрывателей Blu-ray и источником Full-HD-контента.

Есть еще один весомый аргумент в пользу 1000-го. Этот проектор не только разработан по профессиональным стандартам, но и собирается на том же заводе, где делается профессиональная видео- и проекционная техника Sony.

От рисоварки к роботам…

Если вы окажетесь в Токио, обязательно посетите корпоративный музей Sony Archives, расположенный в районе Шинагава. Здесь собрано около 250 серийных образцов домашней и профессиональной AV-техники Sony, представляющих всю историю компании от первых транзисторных приемников до роботов. Здесь можно узнать массу любопытных фактов. Например, представители Sony не скрывают, что технологию производства транзисторов, которые вывели компанию в лидеры мирового рынка электроники, японцы в свое время попросту украли у американцев. Впрочем, те особенно и не секретничали – руководство Western Electric не препятствовало изучению линии по производству полупроводников инженером Казуко Ивама. Единственным условием было ничего не снимать и не записывать, но Казуко Ивама обладал наблюдательностью и замечательной памятью. В течение 1954-1958 гг. он четырежды посещал фабрику, а затем подробно описал увиденное на 256 страницах. Ну а дальше требовались только трудолюбие, упорство и тщательность, которых японцам не занимать …

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Одними из первых изделий Sony были рисоварка и электроплед

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Первый японский катушечный магнитофон (1950 г.)

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Первый CD-проигрыватель CDP-101 был произведен Sony в 1982 г.

С приставкой «про» по жизни

Первым сюрпризом при посещении завода Sony в г. Косай стало то, что в одном и том же цехе, (конечно, на разных участках), собираются как VPL-VW1000ES (1190 тыс.руб), так и тяжелая артиллерия для цифровых кинозалов, а также младшие проекторы Sony VPL-HW30ES (150 тыс. руб.) и VPL-VW95ES (370 тыс. руб). В компании Sony не делят проекторы на профессиональные и бытовые, и это объясняет как более высокие стандарты качества и надежности, так и более высокие цены. Заводчане тоже не делают между ними большого различия, для них разница лишь в том, что 1000-й собирается и настраивается 8 часов, примерно в 4 раза дольше, чем его младшие братья. Тестирование и настройка занимают чуть ли не большее время, чем сама сборка: проверяется и калибруются все цветовые и тоновые параметры. Более того, каждый проектор проходит визуальный контроль – специально обученный человек в затемненном киношатре смотрит на нем кино, поскольку опытный глаз может обнаружить даже те недостатки, которые электроника пропускает. Разумеется, полевые испытания не проходят и без измерений: специальный киноэкран, в который вмонтировано 9 кинокамер, позволяет снять характеристики в условиях, максимально приближенных к реальным.

Кузница будущего

Переход на более высокие стандарты неизбежен и, возможно, через пару-тройку лет 4К станет столь же привычным лейблом как Full HD. В магазинах появится множество проекторов и телевизоров с 4К-матрицами, собранных в странах с дешевой рабочей силой и поэтому доступных для массового покупателя. Однако это будут всего лишь копии, а оригинальные технологии и образцы техники будущего по-прежнему рождаются именно здесь, в Японии.

Завод Sony в г. Косай

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Предприятие входит в группу Токай TEC и расположено в промышленной префектуре Сидзуока, где родились будущие руководители Toyota, Suzuki и Honda и где появились первые предприятия этих компаний. Завод Sony в г. Косай был основан в 1969 г. и стал первой фабрикой, полностью принадлежащей Sony. Здесь в разное время появились первые в мире CD-проигрыватель, DAT-рекордер, профессиональный видеомагнитофон с полудюймовой лентой и цифровая видеокамера. Сегодня на территории 86 га расположены цеха общей площадью 50 тыс. м2, в которых выпускается около 1100 наименований профессиональной техники для съемки, обработки, хранения и демонстрации видеоматериалов.

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Специфика предприятия – мелкосерийное производство большой номенклатуры, в среднем в день на конвейере происходит почти 200 перенастроек. На заводе установлены линии автоматического монтажа SMD и крупных деталей, ручной и автоматизированной сборки, самостоятельно производятся такие сложные узлы, как блоки вращающихся головок или оптические системы проекторов.

Страна восходящего 4К. Репортаж из штаб-квартиры Sony в Японии

Несмотря на то, что основу ассортимента составляет профессиональная техника высокой надежности, которая содержит сложные механические узлы, требует множества ручных операций при сборке и наладке, завод умудряется выпускать до 18 000 единиц техники в месяц.

 

1705