ОЕКБ призвала закрыть евразийские кибер границы

Организация Евразийской кибер безопасности (ОЕКБ) призвала лидеров государств, входящих в союз,  закрыть кибер границы на пространстве СНГ. Послание адресовано 8 лидерам евразийских государств: Президенту России В.Путину, Казахстна Н. Назарбаеву, Азербайджана И.Алиеву, Республики Беларусь А.Лукашенко, Армении С. Саргсяну, Узбекистана И.Каримову, Киргизии А.Атамбаеву, Тажикистана Э. Рахмону.

Текст обращения звучит так:
«В условиях беспрецедентного роста влияния Интернета на все сферы жизни государства, общества и экономики увеличивается разрыв между странами, которые обладают цифровым суверенитетом и теми, кто отдает его на откуп другим.

За последнее время евразийские страны на постсоветском пространстве не раз становилась объектом информационного воздействия извне, приводившего к утрате собственного суверенитета, а то и смене режимов посредством цветных революций. Фактически, переговоры и часть финансовой и личной деятельности граждан, включая руководителей бизнес компаний и высокопоставленных госчиновников, оказались под контролем компаний и сервисов, представляющих другое государство.

Так сложилось, что практически все страны СНГ кроме России имеют одного коммуникационного монополиста. И во всех этих странах заинтересованные зарубежные структуры через программы технического сотрудничества, обслуживания и инвестирования внедряются в деятельность телекоммуникационного монополиста и таким образом получают зачастую несанкционируемый и неконтролируемый государством доступ к внутреннему и международному трафику, системе государственной связи.

Например, компания TeliaSonera, в которой большая часть доли принадлежит шведскому правительству, контролирует телекоммуникационные компании Молдавии, Грузии, Центральной Азии, Азербайджана через свое участие в этих компаниях в качестве крупного акционера.

Швеция, несмотря на то, что не является членом НАТО, активно сотрудничает с блоком и участвует в его информационных и кибер проектах, например, в рамках кибер центра НАТО, который создавался для противостояния России.

TeliaSonera имеет техническую возможность доступа не только к телефонным переговорам своих абонентов, но и к мобильному трафику. Например, в Азербайджане TeliaSonera через свою дочку – оператора мобильной связи Азерселл имеет доступ не только к базе данных оператора, чьими услугами пользуются все госчиновники Азербайджана, но и к мобильному трафику, который она получает от кавказской компании монополиста Delta Telecom. При этом Delta Telecom покупает основную часть интернета у европейских операторов первого уровня, включая TeliaSonera.

Delta Telecom - является единственным ведущим оператором на Кавказе и в Азербайджане. В ноябре прошлого года из-за загадочных обстоятельствах в Delta-Telecom в Азербайджане отсутствовала несколько часов связь и выход во внешний мир. О работе правительственной комиссии которая была образована для выяснения причин инцидента до сих пор нет никаких сообщений. Эксперты сочли это первым реальным примером ненадежности государственной системы безопасности Азербайджана и управления страной в кризисной ситуации.

В Армении государство много лет не уделяло должного внимания информационной безопасности. Так, еще в 2003г. был замят скандал, связанный с компанией «АрменТел», которая была обвинена в прослушивании всех телефонных звонков на территории Армении. Не исключено, что, как и в случае с телефонной связью, зарубежный владелец «АрменТел» компания OTE имела доступ к интернет-потоку, идущему из Армении, и, естественно, к электронным письмам, которые отправлялись из страны.

В Грузии записи телефонных разговоров, переданные властям подразделением TeliaSonera в Грузии — Geocell, были использованы в шпионском деле 2011 года, когда трех фотожурналистов обвинили в работе на Россию.

Из секретных документов, предоставленных бывшим подрядчиком ЦРУ Эдвардом Сноуденом, стало известно, о прослушке АНБ США телефонных переговоров более 30 мировых лидеров. Особая аппаратура США в любой момент может определить местонахождение любого мобильника, а также выявить круг знакомых владельца телефона. Как отмечают эксперты, прослушка АНБ США могла быть в Казахстане, Беларуси, Киргизии, Таджикистане и других странах.

В России несмотря на действия, направленные на повышение цифровой безопасности, все большую популярность получают западные соцсети и поисковики вроде Facebook, Twitter и Google. Они не только планомерно вытесняют российские компании с рынка рекламы и электронной коммерции, но и позволяют проводить колоссальную разведывательную деятельность. Многие западные проекты такие, как Facebook, отказались хранить персональные данные россиян в России и сотрудничать с национальными властями. Западные мессенджеры Viber и WhatsUp все больше занимают доминирующее положение в России.

Схожие проблемы есть и у всех других евразийских стран на постсоветском пространстве. Осознание сложившейся ситуации ставит задачи по созданию инфраструктуры цифрового суверенитета евразийских стран.

1. Необходимо усилить взаимодействие между евразийскими странами в сфере преодолении кибер угроз и кибер зависимости от других государств. Для этих целей должен быть создан Евразийский центр по координации действий в сфере кибер безопасности.

2. Необходимо закрыть виртуальные границы евразийских стран – ограничить деятельность крупных западных поисковиков и соцсетей таких, как Google и Facebook, которые отказываются сотрудничать с национальными властями.

Все анонимные мессенджеры, включая Viber, WhatsUp и Telegram должны пойти по пути Skype, который сотрудничает с правоохранительными органами.

Важно существенно снизить влияние иностранных интернет-проектов и сервисов на экономику, население и бизнес евразийских стран. Для этого необходимо развивать собственные поисковые системы, социальные сети, системы хранения и передачи данных.

3. Необходимо стимулировать разработку и распространение собственного ПО, а также перейти всем государственным органам и госкомпаниям от иностранного ПО с закрытыми кодами к ПО с открытым кодом.

4. Необходима совместная работа компаний, управляющих критически важными сегментами ИКТ-инфраструктуры евразийских стран. Особое внимание должно быть уделено противодействию умышленному внедрению вредоносного или шпионского функционала, а также стимулирование развития безопасных сервисов, в первую очередь, безопасных хранилищ данных и систем их обработки.

5. Необходимо приоритетное развитие крупных интернет-проектов, включая контент-проекты, сервисные проекты, проекты интернет-торговли на территории евразийских стран. Для этого важны меры по стимулированию экспорта интернет-сервисов и ПО, выравнивание условий ведения бизнеса для евразийских компаний и их международных конкурентов».

 

882