Один умный человек по имени Уинстон Черчилль сказал: «Если выбирая между войной и позором ты выбираешь позор, то получишь и позор, и войну».

«Яндекс» имеет абсолютное право делать со своим ресурсом то, что считает нужным. Дизайн «старого Кинопоиска» был архаичен и отсылал нас к концу 90-х, и он безусловно нуждался в обновлении.

Нелюбимый «Кинопоиск»

Примерно так выглядит обновленный «Кинопоиск» сейчас. В большинстве случаев.

Проблема в том, что «Яндекс» не обновил дизайн, как многие ожидали, он изменил идею ресурса. Вместо каталога, авторитетность и степень доверия к которому была сопоставима (а зачастую и превосходила, по крайней мере в части, касающейся национальной кинопродукции) IMDB, компания предложила пользователям витрину онлайн-кинотеатра с широкими возможностями по кастомизации и жесткой привязкой к учетной записи на «Яндексе». То есть совсем другой ресурс. С другими целями и задачами. И с другими пользователями.

Основной актив любой онлайн-энциклопедии или каталога - это собственно информация внутри и массив ссылок на эту информацию снаружи. По такому принципу работает «Википедия», да и любой другой крупный ресурс. Прежняя команда портала проделала огромную работу и если вы сегодня вбиваете в Google запрос, скажем, про фильм «Аве, Цезарь» братьев Коэн, то на первой строчке в выдаче будет страница этого фильма на «Кинопоиске». Всегда.

Парни из «Яндекса» разумно решили: зачем нам карточка фильма с чужими отзывами, рецензиями и непонятными трейлерами, не приносящими ни копейки? Ведь на такой странице можно показывать людям кино, зарабатывая деньги для себя и правообладателей.  33 миллиона уникальных посетителей в месяц, напомню. Это деловой подход, как любил говорить один из персонажей «Пиратов карибского моря».

Подумали и сделали «новый Кинопоиск».

И когда говорят о том, что он ужасен, то правы только в одном – он ужасен, как «ужасны» башни Москва-Сити, возвышающиеся над Кутузовским. Или как для меня, выросшего на проспекте Мира, ужасным кажется гигантское здание новой соборной мечети, открытое не так давно. Там минареты, огромный золотой купол и прочее. В тихий дворик моего детства вломились люди и втащили за собой нечто несуразное.

Делая «новый Кинопоиск», Яндекс рискует. Он де-факто готов пожертвовать массивом «старых» пользователей во имя теоретического привлечения множества новых. Разумеется, речь не идет о всех 33 миллионах в месяц – понятно, что процентов 85 из них заходили на сайт по той самой «первой строчке в выдаче», не особо задумываясь, куда они по ней попадают.  Сегодня собственно ресурс не так важен, как важна та или иная публикация на нем. Теперь таких людей будет больше, так как помимо отличной выдачи в Google у «нового Кинопоиска» будет гарантированное место в «Яндексе», да и «эффект Стрейзанд» даст о себе знать: даже те, кто никогда «Кинопоиском» не пользовался, не преминут зайти на него, чтобы посмотреть, о чем же собственно весь этот вой.

И разумеется разработчики Яндекса допилят гигантское число багов, которое вылезло после релиза. Вернут и те личные настройки, который были у пользователей до обновления. Это неизбежный процесс.

Смущает другое – та легкость, с которой «Яндекс» пошел на попятную, объявив о том, что выкатит прежнюю версию «Кинопоиска» и начав оправдываться. Компания почти 2 года делала ресурс и хватило одного дня, чтобы начать отыгрывать назад. Встает вопрос: друзья, а вы вообще уверены в том, что вы делаете?

Если уверены, то аргументируйте, объясняйте, доказывайте, спорьте! Или игнорируйте.

Если же нет, то может не стоило и начинать? Потому что вот эта неуверенность раздражает больше всего. Потому что эти метания и оправдания - это тот самый позор.

В то же время я приветствую решение сохранить доступ и к прежнему «Кинопоиску» - могучему инструменту для профессионалов и любителей кино. И будет здорово, если обе площадки будут существовать параллельно. И вот почему.

Я бы ввел платный доступ к «старому Кинопоиску». Пусть это будут хотя бы 50 рублей в месяц. Тогда бы очень быстро стало ясно, как много в природе людей, для которых этот портал действительно важен. Как много людей готовы платить за свою ностальгию и якобы важные сервисы, а не ныть в комментариях ради самого этого нытья и попадания в подборки Tjournal.

И если таковых будет хотя бы 5% от аудитории – игра будет стоить свеч. Просто потому, что 33 миллиона уников в месяц, как вы помните.  И это тоже деловой подход.

Но что-то подсказывает, что не будет.

 

2336