Накануне пресс-конференции, которая должна была ознаменовать возвращение Motorola в Россию, ко мне обратились коллеги с предложением принять участие в редакционной статье с рассказом о каких-то своих глубоко личных воспоминаниях о Motorola, о любимом смартфоне этой марки и следе, оставленном им в моей душе. Я вынужден был отказаться, так как к стыду своему осознал, что не испытываю к бренду никаких эмоций, да и любимого гаджета с соответствующим логотипом у меня нет. Была пара телефонов в свое время, но неизгладимого или какого-то иного следа в душе они не оставили. Телефоны как телефоны. 

Motorola должна была появиться в России в начале 2015 года. Но по целому ряду причин тогда не сложилось, и анонс сдвинулся аж на 12 месяцев. Все это время одним из самых ожесточенных был спор о том, насколько триумфальным окажется это возвращение. Поклонники марки упирали на то, что слишком живо еще воспоминание об успешных моделях, о легендарных устройствах. Дескать, увидев на полке знакомый логотип покупатели незамедлительно отринут все назойливое китайское и как начнут скупать Motorola!

Motorola в России: Возвращение легенды?

Незадача в том, что Motorola тоже китайская. Компания пошла по рукам вскоре после того как покинула российский рынок в 2010 г.: сначала ее купил Google, затем Lenovo. И наивно думать, что куплена она была из-за отличных устройств. Их к тому моменту уже не было за редкими исключениями, а в бизнесе царил полный раздрай. Это, к слову, и было одной из причин, вынудивших американцев покинуть нашу страну. Конкурировать приходилось с компаниями, значительно лучше понимавшими, что они делают и с какой целью. Что же до покупки, то Google отчаянно нуждался в патентах, которые у него и остались, а Lenovo, купившей затем Motorola с большой скидкой, был необходим сильный бренд на рынке мобильных устройств. Несколькими годами ранее китайцы провернули тот же трюк, прикупив еще одного американца – ноутбучное подразделение ThinkPad компании IBM. И не сказать, что собственные ноутбуки Lenovo IdeaPad были плохи, но с паровозом в виде мощного бренда заходить на рынки как-то проще.

Тем более если мы говорим о высококонкурентном сегменте премиальных устройств, где люди платят не столько за железо, сколько за впечатление, которое это устройство производит. Мало купить шикарную машину, важно чтобы все вокруг знали, что эта машина – шикарная. Вы покупаете новый iPhone на следующий день после старта продаж или очередной флагман Samsung – и все вокруг смотрят на вас с уважением. Это ведь тот аппарат, который везде: на рекламных щитах, на разворотах журналов и в рекламе по ТВ. Окружающие знают, что это круто, что вы можете себе это позволить, и вы готовы за это платить.

Motorola в России: Возвращение легенды?

А тут Lenovo Vibe. Отличные аппараты, кто бы спорил. И с каждым годом все лучше и лучше. Но не премиум, без истории, без ауры. Motorola совсем другое дело: американская компания, с 1928 г в бизнесе, создали первый в мире сотовый телефон и пейджер тоже придумали они! Более того, многие до сих считают, что устройства Motorola собираются строго в Штатах.

Шильдик? Пожалуй. Но именно необходимостью шильдика объясняется и то, почему аппараты будут продаваться как Lenovo Moto. Один бренд должен тащить за собой другой. У аудитории 30+ локомотивом выступит Moto, а более молодых покупателей и тех, кого не коснулась богатая история Moto (а таковых большинство!), привлечет лучше знакомый им бренд Lenovo. Ну и не будем забывать, что для самых бюджетных решений у китайцев есть Zuk by Lenovo. Таким образом компания выстроит свои продуктовые линейки во всех ценовых сегментах.

Не обойдется и без смешения жанров, в частности на пресс-конференции было объявлено, что вскоре на устройствах Moto может появиться интерфейс Vibe UI, как востребованный молодежной аудиторией. Правда в нашем редакционном Twitter-аккаунте информация об отказе от «голого» Android вызвала волну негодования. Для того ли столько ждали?

Motorola в России: Возвращение легенды?

А что же сами смартфоны? Мне удалось походить с Moto X Force – одной из главных новинок, из числа представленных в России. Обзор гаджета, оснащенного небьющимся стеклом, будет позже. Но знаете – это отличный смартфон безотносительно маркетинга, позиционирования и даже шильдика на корпусе.

И это самое важное.

Имеют ли отношение эти новые смартфоны к той, легендарной уже Motorola, выпускавшей RAZR и создавшей первый в мире мобильник? Примерно такое же, какое современные египтяне, катающие туристов на «банане» по Красному морю, к тем, кто строил пирамиды.

Но вот это совсем не важно.
 

 

2036