Осенью 2015 года президент Sony Computer Entertainment Сехэй Есида сообщил, что портативная консоль PlayStation Vita не получит преемницу. Чуть позже в компании заявили о прекращении создания игр для этой приставки студиями, которые принадлежат Sony. Проекты сторонних разработчиков все так же будут выходить, но уже можно сказать о начале конца PS Vita. Другая японская компания, Nintendo, пока держится в сегменте карманных приставок со своей линейкой DS/3DS, но надолго ли – сложно сказать. Смартфоны и планшеты вытесняют мобильные консоли, и этому есть несколько важных причин.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Портативную консоль сложно назвать универсальной вещью. Игры на ней идут прекрасно, зато со всем остальным наблюдаются проблемы. В интернете толком не посидишь, интеграция с социальными сервисами весьма слабая, использовать в качестве плеера неудобно: видео, как правило, нужно конвертировать в специальный формат, а для прослушивания музыки консоли довольно громоздкие. Если можно смириться с телефоном больших размеров, то носить с собой еще и приставку смысла нет – мобильник умеет все, что способна консоль, плюс намного больше.

В принципе, это и есть главный плюс смартфона против портативной консоли. Функционал любого телефона и не снился приставке, а с неудобствами при игре можно смириться. Когда все же геймерский дух берет верх над практичностью и вам жизненно важно в любой удобный момент поиграть, то путь лежит в магазин за консолью.

Приручить консоль

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Одна из версий GameBoy с цветным экраном

И вдруг становится ясно, что выбирать практически не из чего. На рынке долгое время господствовала Nintendo с моделями GameBoy. Приставка появилась в 1989 году, постепенно ее модернизировали – появился цветной дисплей, размеры стали компактнее. Игры поставлялись на картриджах. В сравнении с куда более дешевым «Тетрисом» GameBoy выглядел как Шаттл рядом с кукурузником.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Nintendo предлагает массу цветовых решений для своих приставок

Дальше Nintendo пришла к новому форм-фактору – раскладушке. Большой успех получила Nintendo DS, которая вышла в 2004 году. Идея не нова: в восьмидесятых выпускалась приставка Game & Watch, некоторые ее модификации имели такой же вид с двумя дисплеями. Теперь нижний экран стал сенсорным. С 2011 года в продаже находится Nintendo 3DS – версия с эффектом трехмерной картинки на основном дисплее.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

В версии XL основной экран больше на 90% – его диагональ составляет 4,9 дюйма

В 2004 году на рынок портативных систем приходит Sony, представив миру PlayStation Portable. Компания пошла на необычный шаг: вместо картриджей в PSP вставлялись специальные диски под названием UMD (Universal Media Disc). Их емкость составляла до 1,8 Гб, чего с запасом хватало для игр и фильмов. Однако у такого решения нашлись минусы: диску внутри приставки требовалось много пространства, которое можно было потратить с большей пользой – например, увеличив емкость аккумулятора или сделав консоль менее толстой. Спустя три года вышла более тонкая и легкая модель (Slim & Light), затем ее немного доработали (PSP-3000), а потом PlayStation Portable превратили в слайдер.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Первая версия PSP

PSP go получила экран 3,8 дюйма (против 4,3 у прошлых PSP) и лишилась дисковода под UMD – Sony одним махом превратила накопившиеся у людей коллекции игр и фильмов в устаревшее барахло. Вместо покупки товаров на физическом носителе предлагалось приобретать их в PlayStation Store и скачивать прямо на приставку.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

PSP go неоднозначная: экран меньше, эргономика так себе, сдвигающийся экран погоды не делает

С 2011 года по настоящее время выпускается PlayStation Vita. Приставка оказалась мощной и отлично подходящей для игр: два аналоговых стика вместо одного у PSP, сенсорный пятидюймовый дисплей и две сенсорные панели на задней крышке под пальцы. К тому же PS Vita можно использовать в паре с «большой» PlayStation – изображение с консоли транслируется на карманную приставку. Удобно, если нужно отойти в другую комнату, а отрываться от игры совсем не хочется.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

PS Vita, кроме других улучшений, обзавелась самой нужной вещью – вторым аналоговым стиком

Библиотека игр тоже достойная: свои вариации получили известные серии, такие как Uncharted, Killzone, Motorstorm. Стоимость игр низкой не назовешь, но оплатив подписку PlayStation Plus, можно прилично сэкономить, к тому же часть проектов раздается бесплатно. Словом, PS Vita – великолепная консоль, которая вскоре может оказаться никому не нужна.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Uncharted: Golden Abyss для PS Vita получила превосходные отзывы

Забежать в последний вагон уходящего поезда успела NVIDIA с консолью SHIELD Portable. Устройство раскладывается, как и Nintendo DS: верхняя половина представляет собой экран, а нижняя – что-то вроде обычного геймпада для стационарных консолей. Сенсорный дисплей с диагональю 5 дюймов поддерживает разрешение 720р. Железо мощное – четырехъядерный процессор Tegra 4. Работает приставка под управлением Android, что сулит большую библиотеку игр. Возможности системы впечатляющие: например, SHIELD Portable спокойно переваривает Half-Life 2 и Portal. Приставка вышла менее мобильной, нежели предложения от Sony и Nintendo. Выпирающие «курки» джойстика не позволяют положить устройство в карман, остается только носить консоль в рюкзаке.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Портативная консоль от NVIDIA

Финал битвы близко

Под натиском смартфонов и PS Vita, и Nintendo 3DS, и NVIDIA SHIELD Portable в конечном итоге сдадутся. Они держатся за счет громких эксклюзивов, но нужно быть до крайности увлеченным либо обеспеченным игроком, чтобы приобрести консоль ради пары-тройки проектов, а затем оставить приставку в нижнем ящике стола. Увереннее всех пока что выглядит Nintendo, которая ставит в приоритет разработку довольно аркадных игр, а не крупные ААА-проекты, что характерно для Sony. В списке самых популярных игр на Nintendo DS сплошные платформеры: Mario, The Legend of Zelda, Pokemon и прочие бесконечные сериалы, которые в определенных регионах будут покупать всегда. Кроме почти безграничного, с учетом сотен тысяч приложений в фирменных магазинах, функционала у смартфонов есть и важные преимущества конкретно для игр.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Провокационная реклама сенсорных панелей на задней крышке PS Vita призывает «трогать с двух сторон для дополнительного удовольствия»

Во-первых, низкая цена этих самых игр. Основная масса проектов стоит триста-пятьсот рублей, а не 500-1500, как на карманных приставках. Во-вторых, сейчас появляется все больше условно-бесплатных игр. Отношение к ним разное, их можно ругать или хвалить, но тем не менее – free-to-play-модель используется чаще и чаще. Согласитесь, легально получить товар, не заплатив за него – это очень приятно. Sony с бесплатной раздачей игр подписчикам PS Plus выглядит не так привлекательно: там все равно надо отдать деньги, а в Google Play и AppStore – нет. И пусть условно-бесплатные проекты часто оказываются практически неиграбельными без денежных вливаний, факт бесплатности все равно психологически сильно радует.

В-третьих, библиотека проектов что на iOS, что на Android явно будет побольше, чем у Sony и Nintendo. Причем, вероятнее всего, вместе взятых. Железо в портативных системах уступает некоторым смартфонам: Samsung, например, вовсю ставит восьмиядерные процессоры, а в отдельных устройствах может быть 3 ГБ оперативной памяти – значит, вскоре графика на мобильных устройствах будет еще лучше. И, в-четвертых, разработчикам выгоднее выпускать проекты под массовые устройства – выше вероятность, что игру купит много людей. Здесь возникают сложности с оптимизацией проектов под разные конфигурации, но фатальных проблем с этим не наблюдается.

Как смартфоны (почти) погубили карманные приставки

Версия GTA: San Andreas для iOS

Неоспоримое преимущество карманных приставок – физические клавиши. Как бы ни адаптировали разработчики игры под сенсорный экран, ничего лучше осязаемых кнопок для управления еще не придумано. Дисплей не способен передать всей точности и нужных тактильных ощущений, особенно когда идет имитация аналогового стика. В крупных проектах, особенно портированных с РС – Max Payne, GTA, Star Wars: Knights of the Old Republic, – это крайне важный момент. Играть так же быстро и свободно, как на компьютере, в подобные экшены невозможно. Нужно ворочать камерой, смотреть на кнопку, которую нужно надавить – на ощупь, как в случае с геймпадом, сделать нажатие труднее. Хотя некоторые мобильные игры поддерживают связь с джойстиком по Bluetooth, но кто ж с собой еще и контроллер таскать будет? Если рассматривать сугубо игровую сторону вопроса, то NVIDIA SHIELD Portable, Nintendo DS и PlayStation Vita намного лучше приспособлены под развлечения, нежели смартфоны. Но проблема в том, что многофункциональные устройства гораздо удобнее во всем остальном.

***
Игры на карманной приставке – основная и, по сути, единственная причина покупки консоли, в то время как на смартфонах это приятное дополнение к десяткам остальных возможностей. Приобретай мы под каждую цель отдельный гаджет, то не хватило бы ни карманов, ни денег: плеер для музыки, телефон для звонков, приставка для игр, планшет для интернет-серфинга, и так далее. Смартфоны потому и называются «умными», что совмещают все необходимое в одном корпусе. Этот аргумент в конечном счете и победит портативные приставки.

А вы верите в будущее портативных игровых консолей?

 

1784