Как работает 3D? Ликбез от журнала StuffНам открываются новые горизонты домашних развлечений. Стереоскопические 3D-изображения и фильмы, обманывая мозг, дарят ощущение объемности картинки, и кажется, что можно коснуться предметов. Забудь про вызывающие тошноту красно-синие очки прошлого поколения, вот как творится магия…

Главное — обмануть твой мозг. Мы воспринимаем глубину лишь потому, что глаза по-разному видят объект. Посмотри на угол коробки сначала левым глазом, а потом правым — по отдельности глаза видят двухмерные, смещенные относительно друг друга изображения. Мозг интерпретирует эту информацию, создавая 3D-изображение коробки, и ты понимаешь, какой угол ближе. На этом основывается работа 3D-систем: каждому глазу они дают картинку с разной перспективной, а с остальной работой справляется мозг. Тем не менее, каждая система работает по-своему…

Поляризация (пассивная система)

Поляризационные фильтры пропускают только свет, движущийся в определенном направлении. Изображение на экране состоит из перемежающихся вертикальных полос — вариантов изображения для левого и правого глаза, при этом каждая покрыта поляризующей линзой. Соответствующие фильтры в 3D-очках пропускают только свет от одной полосы. Благодаря этому глаз видит только предназначенную для него картинку.

Активные затворы (активная система)

В основе этой технологии беспроводная синхронизация изображения с фильтрами очков, работающих от батареи. Варианты изображения сменяют друг друга на телевизоре каждую 1/120 секунды, а ЖК-блокираторы очков мигают по очереди с такой же частотой. Благодаря этому каждый глаз видит только свое изображение. Мигание происходит настолько быстро, что его просто не заметно. Если снимешь очки, увидишь две наложенные друг на друга картинки.

Автостереоскопический (без очков)

Как и в случае поляризации, оба варианта картинки отображаются на экране, перемежаясь. Экран покрыт лентикулярами — вертикальными призматическими полосами, которые направляют свет к правому и левому глазу. Барьерная сетка не позволяет видеть левому то, что должен видеть правый, и наоборот. Самое приятное, что можно наслаждаться 3D-картинкой, не надевая очков, поэтому технология используется в Nintendo 3DS и 3D-камере Fujifilm W3.

Какая 3D-технология лучше?

Как показало наше сравнение, активные затворы лучше подходят для телевизоров, поскольку дают наслаждаться объемными картинками в разрешении 1920×1080. Поляризационные экраны отображают две картинки одновременно — разрешение 3D-изображения уменьшается в два раза, до 960×1080. То же верно и для лентикулярных экранов, но у них есть преимущество (не нужны очки) и минус — плохие углы обзора: сместишься относительно центра экрана, и призмы не смогут эффективно отправлять картинки для глаз.

3D Blu-Ray vs. игры vs. телевещание

Готов к путанным цифрам? 3D Blu-Ray выдает разрешение 1920×1080×48p (Full HD 3D): то есть новая картинка 1920×1080 получается каждые 1/48 секунды (вдвое чаще, чем в двухмерном кино). Для такого количества данных потребуется много вычислительной мощи, поэтому в 3D-играх PS3 и Xbox выдают только 1280×720×60p. Получается больше изображений в секунду, что хорошо для плавности картинки, но разрешение вдвое меньше. Сервис 3D-вещания Sky выдает еще более маленькую картинку 960×1080×50i. 50i — это чересстрочная развертка: горизонтальные полосы пикселей меняются каждую 1/50 секунды. То есть 3D-изображение состоит из двух растянутых кадров 960×540, одной четвертой разрешения 3D Blu-Ray.

 

650