Как дорожает связьСтремительная девальвация российского рубля поставила операторов связи перед сложным выбором. С одной стороны, чтобы сохранить заявленные темпы строительства сети и модернизации уже существующих сегментов, нужно поднять цены: оборудование в России практически не производится, а стоимость импортного выросла сообразно курсу евро и доллара. С другой стороны, поднятие цен вызовет бурю гнева у тех абонентов, которые генерируют основной шум в информационном поле, и разгребать собственноручно спровоцированные репутационные риски придется долго. Ранее повышение цен операторы маскировали запуском новых тарифов. Происходило это так: аналитический отдел выделял группу абонентов, платящих за связь не слишком много, и разрабатывал такую комбинацию цен в тарифе, чтобы внешне он выглядел более выгодным, но на самом деле провоцировал эту группу тратить больше. Пакетные тарифы – вершина подобной политики, ведь они заставляют абонентов покупать услуги оптом, при этом оплаченные, но не использованные услуги в конце месяца сгорают. Но даже этот метод в нынешних условиях не помог бы оправдать потери, связанные с курсовыми разницами. Осталось вполне логичное решение – повысить цены на услуги, себестоимость которых напрямую связана со стоимостью валют. На роуминг.

Повышать цены на роуминг операторы начали еще в ноябре. При этом у каждого оператора была условная специализация, их собственный фронт, на котором они достигли внушительных успехов. Например, у «МегаФона» еще со времен инцидента с «Ромой», качнувшим «Интернов» в Египте, упор был на «Евротариф» — дешевую голосовую связь и SMS. «Билайн» с весны этого года успешно обвалил стоимость мобильного интернета в роуминге. Только МТС как доил своих клиентов, предлагая для снижения стоимости услуг станцевать голым при луне, ударяя при этом в бубен в такт шелеста листьев дуба на том дальнем холме, так и продолжает хитрить и юлить. Например, до недавнего времени у МТС было 12 комбинаций опции «БИТ за границей», правда, теперь оператор сократил их до 6, увеличив попутно цены.

Вернемся к стоимости голосового роуминга. В течение осени базовые тарифы на голос поднял лишь «МегаФон». Это было ожидаемо: начав «Евротариф» с 6 рублей за минуту в течение последнего года «МегаФон» довел эту цифру до 29 рублей, до точки рентабельности. Не секрет, что именно низкие цены на голосовую связь привлекали абонентов, отправляющихся в путешествие, но время голоса в роуминге прошло. Сегодня сложно себе представить путешественника, который между общением в роуминге по Skype и WhatsApp предпочтет общаться по традиционной и дорогой голосовой связи. Тем не менее, голос продолжает генерировать значительную роуминговую выручку операторов. Абонент, может, и не станет никуда звонить, но входящие звонки принимать продолжит. Хотя бы для того, чтобы оттарабанить в трубку: «Я в роуминге, пиши в WhatsApp».

Взять, к примеру, официальные пресс-релизы МТС. Абоненты Еврейской АО в роуминге стали качать в 9 раз больше, Ставропольского края – в 5 раз, Тюменской области и ЯНАО – в 3,5 раза, Амурской, Якутской, Челябинской областей и Пермского края – в 3 раза, республик Чувашия и Марий Эл – в 2 раза. Мобильный интернет в роуминге помогает сэкономить на разговорах больше любых опций. Как ни крути, а проще научить родителей пользоваться мессенджерами, чем оплачивать счета за междугороднюю и международную связь.

Именно поэтому куда интереснее следить за динамикой стоимости мобильного интернета в роуминге. А с ним традиционно большие проблемы. К сожалению, кроме «Билайна» ни у кого из операторов нет более-менее приемлемых базовых тарифов. Больше всего усилий к созданию привлекательных по стоимости тарифов прилагает «МегаФон», но против билайновских 5 рублей за мегабайт он выставляет 9,9 рублей с опцией «Интернет за границей», действующей, к сожалению, далеко не везде. МТС и вовсе поднял стоимость «БИТ за границей», и если раньше у него были варианты с 4 рублями за мегабайт (на Украине и в нескольких других странах, малоинтересных для российских туристов, типа Лихтенштейна), то теперь минимальная стоимость мегабайта в опции «БИТ за границей» — 10 рублей за мегабайт.

Говорить о том, что услуги операторов в роуминге подорожали – можно, но если вдаваться в подробности до десятых процента, то стоит подходить к этому хотя бы с минимальной методологией и проверкой фактов. Сравнивать базовые тарифы с базовыми, опции с опциями и, конечно, проверять – а не повысил ли в процессе анализа свои тарифы МТС. Красно-белый оператор очень любит без какого-либо объявления менять условия своих тарифов, причем о их повышении вы можете узнать лишь по возвращению из отдыха домой из полученного счета за услуги связи в роуминге.

Европейские отели уже начали сообщать о значительном снижении туристического потока из России. Курс евро и внезапный приступ патриотизма оказали значительное влияние на выбор места новогоднего отдыха. В этих условиях вряд ли кто-то всерьез ощутит повышение цен на услуги в роуминге, слишком мало абонентов прямо сейчас могут себе позволить не только включать смартфон в поездке, но и саму поездку. Но если уж говорить о повышении цен, то стоит дождаться стабилизации курсов валют. Ведь именно они напрямую влияют на ценообразование роуминга, а стоимость любой минуты напрямую зависит от принимающей стороны.

И поменьше паники. Частенько цены повышаются вовсе не для того, чтобы нажиться на клиенте. Иногда лишь таким образом можно заставить его перейти на более дешевые и удобные услуги. В свое время переход с долларовых на рублевые тарифы прошел сам собой, безболезненно и органично, а вот на пакетные тарифы операторы сгоняли абонентов уже повышением архивных тарифных планов. В результате, абоненты стали тратить меньше. Так и с голосовыми услугами в роуминге. Конечно, без них не обойтись. Но минимизировать их использование – легко. Так что пусть повышают хоть на 300%, для большинства абонентов это останется попросту незаметным событием.

Если, конечно, об этом не напишут в стиле «негодяи повышают цены». Без факт-чекинга, без анализа, без особого смысла.

 

1448