Домой Социальные сети IPO Snap: Слабоумие и отвага

IPO Snap: Слабоумие и отвага

На что рассчитывают создатели Snapchat, выходя на первичное публичное размещение акций с убытком в пол-миллиарда долларов

Итак, это свершилось. Компания Snap, владелец сервиса-кумира тинейджеров Snapchat, подала заявку на первичное публичное размещение акций на бирже (IPO). Иными словами, мы скоро сможем открыто следить за тем, сколько проекты Snap зарабатывают на своей юной аудитории, а компания планирует получить за это 3 млрд долларов от инвесторов.

snapchat

Что мы вообще знаем о Snapchat, основном предприятии Snap?

Если вам больше 20, то бьюсь об заклад, немного. Однако если вам меньше 20, то с большой долей вероятности вы там живете.

В прошлом году мне попалась на глаза статья 29-летнего репортера Buzzfeed, который попросил свою 13-летнюю сестру рассказать, что она делает в Snapchat. Это тот случай, когда стоит почитать оригинал, но если вкратце, то подростки получают сотни «снэпов» в час, основная их часть – селфи, для них вполне реально отвечать на один снэп в секунду, и главное – поддерживать свой рейтинг. Забудьте о Facebook и Instagram, это новая реальность общения.

Больше всего в этом событии поражают амбиции. Snap планирует привлечь 3 млрд долларов на IPO. Причем это пока лишь оценочная сумма, которая в итоге может вырасти. За столько же, по слухам, Марк Цукерберг предлагал купить Snapchat его основателю Эвану Шпигелю почти 4 года назад. Для понимания – Шпигелю тогда было 23 года. На мой взгляд, это типичный кейс, когда основатель-миллениал выражает в проекте лично себя и настолько уверен в собственной безошибочности, что это чудесным образом работает.

Шпигель, один из самых молодых миллиардеров Кремниевой долины, создал Snapchat в 2011 году в комнате общежития Стэнфорда. «Если хотите понять Snap, посмотрите на Эвана Шпигеля», — говорит Тодд Шаффи, партнер венчурного фонда IVP. «То, кто я есть в данный момент времени», — так Шпигель в 2015 году описал Snapchat. Видимо, в данный момент времени молодой бизнесмен видит себя как 25 млрд долларов.

Нет, вы не ослышались. Двадцать пять миллиардов долларов – именно такую оценку планирует получить Snap. Для сравнения — Google в ходе своего IPO в 2004 году была оценена в 23,1 млрд долларов. Twitter в ноябре 2013 года был оценен в 14,2 млрд долларов. Facebook в мае 2013-го была оценена в 104 млрд, но на тот момент у соцсети было в разы больше пользователей, к тому же она демонстрировала ежеквартальную прибыль.

Snap же убыточен. За 2016 год продажи компании составили 404,5 млн долларов (почти в 7 раз выше, чем за предыдущий год), но годовой чистый убыток составил 514,6 млн долларов. То есть, справедливо сказать, что Snap прожигает привлеченные от венчурных инвесторов деньги – хотя и тратит их, в основном, на исследования и разработки, а также привлечение новых пользователей.

Или на контракты с потенциальными конкурентами – из заявки на IPO, к примеру, стало известно, что Snap будет платить Google как минимум 400 млн долларов в год за облачное хранилище в течение пяти лет.

Как компания собирается оправдывать вложения инвесторов после IPO, пока не совсем очевидно. С рекламой компания экспериментирует всего пару лет, кроме нее Snapchat зарабатывает на платных фильтрах-«линзах» и стикерах. Почти вся выручка идет из США, лишь малая доля – из Европы.

По всей видимости, Snap и его потенциальные инвесторы делают ставку на аудиторию. Ежедневно Snapchat пользуются порядка 160 млн человек. Сервис хвастается уровнем вовлеченности – по его данным, в среднем пользователи заходят в Snapchat по 18 раз за день, а четверть юзеров публикуют что-то каждый день.

В этой ставке кроется один большой риск. Чтобы поддерживать такую активность, нужно время. Когда почти половина (по данным годичной давности) твоих пользователей младше 24 лет, у них есть время заходить в приложение по 18 раз в день и отвечать на сотни снэпов.

Становясь старше, люди склонны приобретать другие увлечения и занятия, в том числе те, которые приносят деньги. Не значит ли это, что с ростом платежеспособности пользователей Snapchat будет падать их вовлеченность, которой так гордится сервис?

Конечно, я могу быть не права. И если через год-два в финотчетах Snap появятся данные о сохранении темпов роста, новых проектах и счастливых пользователях, я буду искренне восхищаться дерзкой и успешной стратегией Эвана Шпигеля. В конце концов, «кому нужна выручка»?

 

Прокомментируйте первым!

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяNokia представит новую модель 26 февраля
Следующая статьяВ 2017 году Apple может выпустить очки дополненной реальности