Реклама

Visa и MasterCard остаются. Экономика как продолжение. Липка весьма достойно выступил. И другие идеи по поводу Sputnik.ru

В тот день, когда на Петербургском экономическом форуме торжественно запустили sputnik.ru, Visa и MasterCard вышла амнистия. Постояв в шаге от того, чтобы выдворить международные платежные системы за свои пределы, Россия этот шаг не сделала. Без электронных платежных систем, переживающей не лучшие времена экономике, стало бы совсем нехорошо. Оставить страну без платежных системы нельзя, а национальной платежной системы пока нет. НПС нет, а национальный поисковик есть. И это открывает широкие просторы для законодательного маневра. На этом рассуждения о природе и смысле проекта «национального поисковика» можно было бы прекратить, представив slutnik.ru «бронепоездом на запасном пути», в ожидании отключения или фильтрации Internet по Китайскому сценарию. Что было бы упрощением. Соображения политики и бизнеса переплетены в проекте более причудливым образом. Вот и официальный пресс-релиз Ростелекома сообщает, что «свою аудиторию «Спутник» будет монетизировать после выхода из режима закрытого тестирования за счет размещения рекламы и транзакционной модели.» Ключевые слова #монетизировать и #аудиорию. Получится ли?

Интернет Наш!

Не взлетит

Не все спутники и sputnik-и в России взлетают, некоторые падают. Лучше всего эту позицию сформулировал главный редактор DGL.RU Сергей Вильянов: «Мне грустно и странно наблюдать за продолжением не лучшей прошловековой российской традиции открывать что-то к знаменательным датам. Особенно если это что-то — не градообразующее предприятие не уникальное здание, а бета-версия сервиса, который заранее назвали «национальной поисковой системой». Национальную систему нельзя назначить. Ее эта самая нация выбирает. В России национальная поисковая система — Яндекс. И если «Спутник» вдруг ее в чем-то потеснит — тогда можно будет говорить о передаче почетного звания. Пока же налицо очередной пафосный проект на немалые окологосударственные деньги, который, скорее всего, канет в лету немногим позже, чем о нем забудут СМИ. И, кстати, очень символично, что создан он в домене. ru, а не кириллическом. рф.»

Похожей точки зрения придерживается Герман Клименко: «В Спутнике очень неплох дизайн. Липка весьма достойно выступил. К сожалению о начинке так сказать нельзя. Поиск по «проверенным источникам» говорит лишь о том, что разработчикам не удалось обеспечить сколь нибудь качественной выдачи и пришлось сузить область для поиска, что резко упростило задачу. С таким подходом претендовать на достойное место в пантеоне поисковых систем не серьезно.» По данным LiveInternet, подержавшись первый день в десятке поисковых страниц России (в основном за счет флешмоба «введи в поисковую строку спутника слово XXX») sputnik покинул топ-10 проигрывая не только лидерам, но и экзотической для России Yahoo и загадочной Nigma.ru. Что пока ни о чем не говорит. Планы, заявленные Ростелекомом — за четыре года войти в топ-10 интернет-площадок России. Как считает Денис Кусков (Телеком daily): «Пока говорить о рыночных перспективах очень преждевременно. Однако, как увеличение конкуренции это в любом случае позитивный вариант. главное, чтобы этот проект был не заменой гуглу и Яндексу, а их конкурентом.» Ок, мы тоже считаем, что лучше бы не заменой.

Защищая незащитимое

В начале 21 века казалось, что Yahoo и AltaVista закрывают все потребности в Интернет-поиске на разумную перспективу. До IPO Google оставалось всего четыре года. Можно предположить, что среди активных и потенциальных пользователей рунета существует запрос на «получения официальной информации и взаимодействия с государственными службами и социальными институтами», обслужить который, не могут или не хотят существующие поисковые системы. Поисковик сделал своим приоритетом не только релевантность, но и чистоту выдачи: «Для нас важно по запросу»школьница«найти девочек в аккуратных платьицах и белых передничках, а не что-то там еще». Знание жизни подсказывает, что среди спрашивающих у Интернета «школьницы» многие ищут именно «что-то там еще». Но кто его знает? Менеджеры Yahoo тоже думали, что разбираются в потребностях пользователей.

На первый взгляд, sputnik получился на удивления неплохо. Где-то похожий на Yandex, где-то на bing, дизайн главной страницы смотрится органично. В интерфейсе то там то здесь натыкаешься на недоработки, которые не долго исправить. Выдача в целом релевантна и даже «что-то там еще» периодически попадается. Что для sputnik, скорее, недоработка. Обещаны дополнительные сервисы и мобильные приложения. Даже, если предположить, что они будут сделаны качественно и в срок, для того чтобы занять заметную долю на поисковом рынке новичку этого недостаточно. Необходимо уникальное предложение, которое, в случае его успеха, невозможно быстро скопировать. В противном случае, постоянные затраты на участие в гонке поисковых технологий без участия в прибылях через несколько лет станут слишком обременительными даже для ресурсов Ростелекома. Вероятно, у инвестора есть на этот счет какие-то идеи. Примерный список ходов, способных подтолкнуть sputnik вперед и вверх видится следующим: эксклюзивный доступ к государственным услугам и ресурсам — для формально коммерческого проекта монополизация гос. сервисов лежит за границами fair play, но это возможно; ориентация бюджетных учреждений на sputnik, например, через те же сервисы; негативное воздействие государства на конкурентов; поглощение конкурентов. Все это не самые негативные сценарии. При самом негативном, однажды утром вместо Интернета в наших компьютерах окажется Чебурашка. Со спутником, в роли единственной поисковой системы.

Чебурашка со спутником.

Интернет Наш!

 

966