Жители крупных городов много времени проводят под землей. Дело не в том, что проходят учения гражданской обороны, и все прячутся в бункерах. Просто метро в мегаполисе является зачастую единственным способом добраться из точки А в точку Б за минимальный отрезок времени. Единственное неудобство подземки сегодня – отсутствие мобильной связи и, как следствие, мобильного интернета. Московский метрополитен в последние годы делает все, чтобы интернет в вагонах не появился. Красивые разговоры о том, что к концу следующего года во всем метро будет бесплатный Wi-Fi, разумеется, вполне могут воплотиться в жизнь, да только наличие Wi-Fi совершенно не означает наличие интернета.

Бесплатный интернет в метро останется лишь на бумаге

Первым под землю спустился «Билайн». В то время как покрытие МТС и «МегаФона» только-только начинало появляться на станциях, желто-черный оператор с помощью «запатентованной технологии» обеспечивал покрытие в перегонах между станциями – прокладывался специальный кабель с излучающими элементами. Как следствие, во время поездки можно было полистать новостные сайты – на дворе была эпоха 2G, а скорость в такой сети, как известно, минимальна. Однако, даже такое покрытие позволяло пользоваться мобильной «аськой», что было на тот момент очень круто. Другим немаловажным моментом было то, что мобильный интернет тарифицировался помегабайтно, что, разумеется, подстегивало оператора развивать сеть передачи данных именно в метро. Ведь людям под землей заняться откровенно нечем, а до появления iPhone оставалось еще несколько лет.

Второй этап развития сетей операторов в метро закончился в 2011 году. Нельзя не сказать о том, что именно в этом году ушел в отставку начальник метрополитена Дмитрий Гаев, при котором метро развивалось весьма странно. Новые станции не строились, переходы был отданы на откуп торговцам, модернизация подземки явно буксовала. Но чего у Гаева нельзя отнять, так это подозрительной лояльности операторам связи – именно при нем покрытие в метро достигло пика. Не зря операторы в один голос говорят о том, что все планы развития связи в подземке были ими заморожены именно в 2011 году.

Бесплатный интернет в метро останется лишь на бумаге

В параллельной вселенной жил в метро Wi-Fi. Он появился там куда раньше мобильной связи, правда, покрытие ограничивалось одной станцией «Охотный ряд», а пользователей Wi-Fi в то время можно было пересчитать по пальцам. Совсем другой импульс Wi-Fi получил в последние годы, за что можно сказать спасибо растущему проникновению смартфонов и планшетов. Ведь с ноутбуком в метро сидят разве что несчастные гики и те, кому ноутбук достался в наследство, а на нормальное мобильное устройство денег нет.

Что же сделали смартфоны и планшеты? В принципе, ничего особенного. Благодаря распространению устройств с возможностью подключения к Wi-Fi был извлечен на свет божий главный принцип существования русского человека – халява священна. Еще несколько лет назад можно было зайти в кофейню и не обнаружить свободных мест – все столики занимали мутные личности со стаканом воды и открытым ноутбуком. Чуть позже их начали называть стартаперами и хипстерами (в зависимости от премиальности кофейни, в которой они проводили временя), а Wi-Fi стал эдаким стандартом. Более того, некоторые исследования показали, что наличие Wi-Fi в гостинице является одним из важнейших факторов при выборе, где остановиться.

Бесплатный интернет в метро останется лишь на бумаге

В кофейнях и гостиницах Wi-Fi-сети строили неглупые люди. Чаще всего точки доступа были подключены к «толстым» наземным каналам передачи данных, что давало возможность более-менее комфортно пользоваться интернетом. Наверно, тогда и укоренился в неокрепших мозгах обывателей знак равенства между понятиями Wi-Fi и доступом к интернету. Это вполне понятно – в наше время стремительной и бурной жизни нет времени на то, чтобы хоть чуть-чуть разобраться в терминологии. К черту все, главное – подсоединиться к Wi-Fi.

Между тем, операторов в принудительном порядке заставили обеспечить Wi-Fi в общественном транспорте в городах регионального значения. Ленты телеком-ресурсов пестрили новостями о том, как в очередной Усть-Переплюйске оператор подключил целых три автобуса к интернету. Разумеется, подключение к сети подвижного парка является задачей на порядок сложнее. Во-первых, никто в здравом уме не будет устанавливать в автобусе дорогую точку доступа. Если в кофейне или отеле это является определяющим дифференцирующим фактором, в случае с автотранспортом пассажир в последнюю очередь думает о наличие в подошедшем автобусе Wi-Fi, особенно если на улице не май месяц. Во-вторых, подключение к интернету точки доступа осуществляется в этом случае через мобильный интернет. Да, 3G сегодня обеспечивает пиковые скорости до 28,8 Mbps, но в реальности средняя скорость не превышает 3 Mbps (375 килобайт в секунду). Простым арифметическим действием можете вычислить, какой будет скорость, если одновременно к этой точке зрения подключится десять человек. Наконец, в-третьих, это еще бабка надвое сказала – получится ли к установленной точке доступа подключиться сразу десяти пользователям. Повторюсь, никто в здравом уме дорогое оборудование в автобусы не поставит. Результат предсказуем – Wi-Fi есть, а вот с интернетом туго.

Бесплатный интернет в метро останется лишь на бумаге

Я постарался максимально подробно описать проблемы Wi-Fi в наземном транспорте лишь с одной целью. Когда речь идет о подземке, количество проблем возрастает многократно. Если на поверхности шансы на скоростной доступ хотя бы еще остаются, то под землей точкам доступа просто неоткуда брать интернет. Конечно, можно вспомнить о «запатентованной технологии», о которой я писал в самом начале, но стоит вспомнить, что тогда речь шла о покрытии EDGE – более чем скромных скоростях. Чтобы обеспечить покрытие, дающее хотя бы средние скорости 3G, операторам необходимо проложить в перегонах собственные кабели и установить базовые станции – никакого промышленного усилителя сигнала не хватит на перегон, к примеру, «Крылатская – Строгино», который поезд на максимальной скорости преодолевает минут за 5-6. Прибавьте к этому постоянные повороты, подъемы и спуски, и получите практически нерешаемую задачку.

Между тем, операторы Москвы официально пожаловались на метрополитен мэру города. Были сорваны покровы с финансовых условий, выдвигаемых московской подземкой – только за само право проложить 1 километр кабеля метро требовало от операторов около миллиона рублей. Еще столько же – за размещение базовой станции. Даже если прикинуть, что базовая станция понадобится через каждые два километра, то, вспомнив о протяженности линий московского метро, можно посчитать, сколько же метрополитен хочет получить с каждого оператора – около 460 миллионов рублей. Просто за право осчастливить пассажиров наличием связи. Сколько операторы должны будут еще потратить на сами работы и оборудование – страшно подумать. Зато доподлинно известно, что тендер на обеспечение подземки Wi-Fi вызвал у операторов приступ смеха. Несколько раз тендер переносился из-за отсутствия заявок – дураков все никак не могли найти. Однако в последний раз претендент все же нашелся. ЗАО «Максима телеком» согласилось сделать так, что Wi-Fi появится в каждом вагоне метро.

Если вы внимательно читали предыдущую часть текста, то наверняка уже поняли, в чем именно заключается подвох. Обеспечить наличие сети Wi-Fi можно – достаточно установить в каждом вагоне дешевую точку доступа, которая будет транслировать вокруг название сети и давать гипотетическую возможность подключения к ней. Даже если вам повезет, и вы подключитесь, далеко не факт, что будет доступ непосредственно к интернету. Ведь об этом и речи не идет. Wi-Fi есть? Есть. Какие еще вопросы?

Бесплатный интернет в метро останется лишь на бумаге

Первый пилотный запуск Wi-Fi в метро от «Максима телеком» уже произведен. Обеспечено покрытие Каховской ветки. Это, если кто не знает, 3 станции, около 3,5 километров путей, практически прямых, время в пути редко превышает 5 минут. Обеспечить в таких условиях наличие интернета можно банальной установкой направленных усилителей сигнала на въезде и выезде со станции. Согласитесь – очень удобные условия для теста. Для сравнения – операторов мобильной связи тоже привлекали к тестированию Wi-Fi – каждому из большой тройки выдали по участку. Результатов, впрочем, никто особо не оглашал, и лишь на кольцевой линии до сих пор в некоторых вагонах можно подключиться к загадочным Wi-Fi-точкам с названиями вроде «MTS 69». Стоит ли говорить, что никакого интернета эти точки доступа не раздают.

Между тем, на Западе давно уже используют Wi-Fi как способ создать небольшую внутреннюю сеть для пассажиров. В некоторых авиалайнерах с помощью Wi-Fi обеспечивается доступ к медиа-серверу с фильмами и сериалами – большинству все-таки удобнее их смотреть не на убогом экранчике, вмонтированном в спинку впереди стоящего кресла, а на собственном планшете с убер-экраном. Кто мешает установить подобные серверы в подвижных составах метрополитена? Вряд ли от такого сотрудничества отказались бы интернет-гиганты с библиотеками видео и аудио контента. Но метрополитену совершенно не интересно – что там нужно его пассажирам. Куда важнее получить официальное подтверждение того, что «в метро есть Wi-Fi», а под шумок освоить тот бюджет, который выделит на это Государственное унитарное предприятие «Московский метрополитен».

Напоследок хочу открыть вам страшную тайну. Никому сегодня не выгодно обеспечивать доступ к интернету под землей. Если раньше это имело экономический смысл, то сегодня практически все абоненты, пользующиеся мобильным интернетом, подключили себе пакеты «безлимитного» доступа. Так что будет интернет под землей или не будет – оператор от этого не получит ничего, кроме мифической лояльности. Ну а им пока хватает комплиментов по поводу покрытия на земле, под солнцем. Положа руку на сердце, пусть они им и занимаются, а подземные дела пусть оставят «Максима телеком». Уж лучше пусть их проклинают.

 

3237