Еще с университетских времен я серьёзно увлекаюсь электронной музыкой и диджейством. C ностальгией вспоминаю первые Drum’n’Bass и Techno-вечеринки и собственную радиопередачу. Давно это было… В жизни многое поменялось, в том числе и музыкальные вкусы – теперь я слушаю Lounge, Chill Out, Deep House и Chillstep.

Живя в Китае уже много лет, я по-прежнему стараюсь диджействовать. И по-прежнему получается неплохо. В 2010-м году мне даже удалось получить звание лучшего Lounge-диджея Пекина, выиграв небольшой конкурс от журнала CityWeekend Beijing и сети отелей Langham Place. В общем, стараюсь поддерживать музыкальное настроение…

Желание обновить DJ-оборудование возникло давно. Вертушки Vestax VCI-300 (здесь вы можете посмотреть видео-обзор этого DJ-контроллера), купленные ещё в конце января 2009-го года, поизносились. Корпус покрылся микроцарапинами, да и вход для наушников начал отходить. Так что решил сделать себе на Новый год приятный и нужный подарок.

В качестве апгрейда я присмотрел VCI-380 – модель до сих пор актуальную, несмотря на то, что она увидела свет весной 2012-го года. Более «навороченный» контроллер VCI-400 мне не пришёлся по душе. И по габаритам (457×328×61 мм против 427×304×60 мм) и по весу (4,5 кг против 3,5 кг) он ощутимо массивнее. К тому же четырёхканальный микшер мне просто не нужен. Я далеко не Jeff Mills, который, бывает, играет по 3, а то и 4 техно-трека одновременно. Моя музыка довольно проста в сведении и не требует многоканальных изощрений.

Asus TAICHI, Vestax VCI-380 и Windows 81: записки профессионального диджея. Часть 1

VCI-300 я продал через Taobao.com за 50% от цены нового. Уже через неделю после размещения лота, мой повидавший виды контроллер уехал к новому владельцу. А спустя пару дней на том же Taobao.com я наткнулся на VCI-380 с описанием «условно бывший в употреблении». У продавшего контроллер человека, что говорится, «не пошло». Открыв коробку, поставив софт и несколько раз «покрутив» музыку, получатель бесполезного подарка выставил его на продажу. В результате я приобрёл совершенно новый VCI-380 с годовой гарантией официального китайского дилера за 4500 юаней (1 доллар = 6,05 юаня), что почти на 2000 юаней дешевле рекомендованной розничной цены.

Asus TAICHI, Vestax VCI-380 и Windows 81: записки профессионального диджея. Часть 1

Интересно, что Vestax перенесла производство VCI-380 в Малайзию. Как там дела с прочим оборудованием, я не в курсе, но точно помню, что VCI-300 был «Made in China»… По сравнению с VCI-300 внешний вид VCI-380 изменился, без преувеличений, драматически. Корпус полностью из стали. Лишь верхняя окантовка сделана из пластика, но при этом выглядит как серебристый алюминий. Силикон на кнопках стал более плотным и бархатистым. Тактильные ощущения исключительные. Резиновая оплётка на ручках микшера, пластик кросс-фейдера, уровня каналов и управления питчем остались без изменений. Но поменялся их ход – он более плавный и тягучий. Полностью переработаны кнопки навигации по плейлистам и загрузки треков – они стали удобней на порядок. В VCI-300 центральная кнопка-качалка, отвечавшая за упомянутые функции, имела слишком короткий и жёсткий ход, да и выглядела крайне неавантажно.

Целый ряд инноваций VCI-380 открывает перед диджеем массу новых возможностей для творчества. В первую очередь, речь об FX-эффектах. Они всегда делают звучание миксов более интересным. В программном обеспечении Serato DJ (идёт в комплекте с VCI-380) есть несколько базовых эффектов, которых вполне достаточно. Любители разнообразия могут докупить дополнительные FX Expansion Packs…

Asus TAICHI, Vestax VCI-380 и Windows 81: записки профессионального диджея. Часть 1

Над обоими блоками PAD-кнопок, на которые можно назначать точки, биты и петли, расположены сенсорные полосы быстрой прокрутки треков. Именно их мне очень не хватало. Раньше для перемотки приходилось тыкать в нужную область трека с тачпада. Теперь же к ноутбуку можно вообще не прикасаться – ни при пролистывании фонотеки, ни, тем более, в процессе сведения.

Пластик джог-дайлов стал сильно походить на керамику. Массивные платтеры работают в двух режимах. В режиме эмуляции винила полностью повторяется работа с пластинками. При прикосновении виртуальная пластинка останавливается, можно сделать быстрый ревайнд и т.п. Всё реалистично и удобно. На обоих платтерах теперь расположены активные светодиодные маркеры, наглядно показывающие положение виртуальной иглы. Это очень важная «фишка» для любителей скрэча. Во втором режиме джог-дайлы имитируют работу с CDJ и используются для плавной подгонки скорости воспроизведения трека, совмещения битов при микшировании и т.п. Чувствительность платтеров можно легко настроить в соответствии с личными предпочтениями и стилем игры.

Asus TAICHI, Vestax VCI-380 и Windows 81: записки профессионального диджея. Часть 1

VCI-380 имеет внутренний 24-бит/48кГц аудио-интерфейс. На передней панели рядом с входом для штекера наушников на 6,35-мм добавили второй разъём под штекер 3,5-мм. Аппарат можно подключать к усилителю и другим аудио-компонентам не только с помощью стандартных RCA-кабелей, но и через профессиональные коннекторы XLR. 6,35-мм вход для микрофона перенесли с передней на заднюю панель и рядом добавили ещё один Mic-вход – также стандарта XLR. Появилась клемма для подключения провода заземления, что важно для профессиональной аудиотехники. K-Slot для замка Кенсингтона может пригодиться, когда оставляешь контроллер без присмотра…

Единственный, по моему мнению, минус VCI-380 в том, что питания от USB-порта стало недостаточно. Без блока питания этот аппарат, в отличие от предыдущего поколения, не работает. Довольно-таки неудобно – ведь блок питания занимает какое никакое, но всё же место в чемодане и добавляет граммы лишнего веса, которые оттягивают руки не только в длительных поездках.

Обратная связь

Я подошёл к апгрейду серьёзно и помимо DJ-контроллера решил обновить и ноутбук. Вы наверняка замечали, что большинство контроллеристов (именно так называют диджеев, которые «крутят» свою музыку с компьютеров) используют в своей работе ноутбуки от Apple. Это объясняется тем, что диджейский софт под MacOS никогда не зависает. У меня случалась пара эксцессов с зависанием ноута в ходе диджейского сета, но я по-прежнему предпочитаю Windows. В первую очередь, из-за удобства работы с файлами. Ведь на сортировку и прочие операции с MP3 уходит огромное количество времени. К тому же ноутбук, на котором я остановил выбор (а если говорить точней, то выбора как такового не было, ведь аналогов просто не существует) – это эксклюзив для Windows. Но обо всём по порядку.

Итак, главная проблема большинства контроллеристов, это не нестабильность работы ноутбука, а постоянное «погружение» в компьютер. При хорошем уровне профессионализма и в зависимости от жанра и стиля, диджей играет 10 – 20 треков за час. Если музыка не подобрана заранее, а выбирается прямо в ходе сета, это не менее 50 – 100 сосредоточенных наклонов к ноутбуку для поиска треков в фонотеке, а также бессчётное количество переносов взгляда с танцпола на экран в ходе микширования. Вид склонившегося диджея, силуэт которого не различим в темноте из-за яркого логотипа на задней крышке ноута – картинка не самая увлекательная.

В этом плане выигрывают диджеи, использующие винил. Процесс вытаскивания пластинки из сумки, демонстрация публике яркого конверта, эффектный переброс из руки в руку и верчение «пласта» на пальце, поднимание тонарма с уже сведённой и отыгравшей пластинки и замена на новую… Всё это смотрится действительно круто. Пожалуй, это не просто яркая деталь, а фундамент всего перформанса «винилового» диджея.

Утверждение о том, что винил звучит «по-другому» сразу отбросим – практически вся современная электронная музыка печатается с «цифры». На фабрики по печати винила файлы от авторов «электроники» поступают в форматах MP3 и WAV. Все идеи о «более глубоком» звучании винила, в особенности на перегруженном клубном оборудовании среднего уровня и, тем более, в отношении современной электронной музыки – это лишь иллюзия… А мягкое шипение и щелчки иглы звукоснимателя – ничто иное, как пылинки и царапинки на дорожках затёртой скрэчами или просто заезженной пластинке. А скорей всего это и не винил вовсе, а эффекты, добавленные авторами трека для «олдскульности»…

Но факт остаётся фактом. Контроллеристы полностью лишены работы с пластинкой и «раздумья» над ноутбуком обрывают связь с публикой. Не помогают ни яркие наклейки на крышке, ни светодиодный «тюнинг» задников ноута – будь то Mac или Win.

Но лично я ради «перформанса» к винилу не вернусь никогда. В первую очередь из-за огромного веса пластинок. Истории о профессиональных «виниловых» диджеях, которым пришлось делать операции по удалению грыжи и даже менять износившиеся позвоночные диски на титановые – столь же обычное дело, как и диджеи с различными нарушениями слуха. Начинающие молодые DJ не задумываются о здоровье и таскают на горбу десятки килограммов пластинок, а при сведении перегибают палку с громкостью наушников.

Вторая проблема диджеев, отгородившихся от публики крышкой ноута – это то, что в эпоху «Too many DJs» каждый первый владелец компьютера норовит назваться диджеем. В Китае, да и не только в Китае я встречался с этим не раз и не два. Нередки выступления бесталанных персон, которые не хотят, а зачастую и просто не умеют сводить. Они ставят заранее записанный микс и кликают на Play. Да, сам микс вполне может быть отлично выверенным и замечательно продуманным. Но что же происходит на экране ноута, что за трек играет и вообще вмешивается ли DJ в процесс сведения или просто делает вид, что сводит, даже не прикасаясь к микшеру? Со стороны в этом может разобраться лишь сведущий человек. Тут вполне можно провести аналогию с выступлением певца под фонограмму. Только вот с концертом ситуация получше – люди приходят не только послушать, но и посмотреть на яркое шоу. И замена живого сведения и диджейства нажатием кнопки Play – это всегда большое разочарование для людей, действительно разбирающихся в электронной музыке.

Вторая часть этого материала находится здесь.

 

2055